Сибирские огни, 1967, № 10
«этот рязанский юноша был поэтом — и ка ким поэтом! — большим, настоящим». Как национального поэта критик ставил Есенина первым после Кольцова, Пушкина, Лермон това, Некрасова, а по «глубине и своеобра зию таланта» — первым после Пушкина. «Глубочайшая жажда наиболее человечней шего» была заложена в его поэзии, одетой в «золого' народной речи и полной дум и чувств о Родине, которые не чужды трудя щимся массам России»27 Уже этот краткий анализ критических взглядов В. Правдухина позволяет заклю чить, что, несмотря на имеющиеся в них ошибки и противоречия, они объективно не могли быть враждебными ни социалистиче ской идеологии, ни развитию советской ли тературы. Принципиальной основой его по зиции было требование глубокого изображе ния жизни во всей ее сложности и противо речивости, причем обязательным критерием эстетической ценности произведения он счи тал выражение в нем «духа эпохи», «живых целей эпохи», т. е. прогрессивных общест венных тенденций. В. Правдухин заново от крывал для трудящихся масс русскую клас сику, выделяя и подчеркивая в ней те про грессивные тенденции, которые были со звучны эпохе социалистической революции и способствовали рождению нового общест ва. В борьбе с вульгарно-социологическими взглядами на искусство, которые в 20-х го дах были довольно широко распространены, критик постоянно подчеркивал сущность, образную специфику искусства, делающие его своеобразным и незаменимым оружием в общественной борьбе. Не может быть сомнения в том, что все это могло только способствовать развитию в литературе но вого, более высокого реализма, органически впитывающего романтизм и основанного на «монистическом» марксистском мировоз зрении, реализма, который мы называем теперь социалистическим. Недаром А. В. Лу начарский подчеркивал практическую полез ность идей первой статьи критика: «Очень хотелось бы, чтобы такие взгляды, какие выражает т. Правдухин, как можно шире распространялись в нашей партии»28. Сила и жизненность оценок В. Правду хина объясняются не только его обширны ми познаниями в области литературы, тон ким эстетическим чутьем, но и тем, что он переходил на позиции марксизма в анализе явлений искусства, т. е. овладевал маркси стской методологией литературной критики. Процесс этот был прерван насильственно и не завершился до конца, но уже анализ приведенных ошибок критика показывает, как быстро он шел по этому пути. В рецен зии на его книгу «Литературная современ ность» Д. Чудинов утверждал, что все на писанное В. Правдухиным «дает основание надеяться, что ему предстоит большая бу дущность» и что «люди с таким богатым ма териалом нужны революции»29 Субъективно же В Правдухин был це ликом на стороне Советской России. Он был убежден, завоеван революцией, большеви ками, как были убеждены и завоеваны ими тогда многие. В конце 1918 года он беспо воротно, навсегда порвал с эсерами, пере шел на сторону Советской власти и с боль шим удовлетворением и энергией отдался делу создания новой культуры и искусства. Обо всем этом он публично рассказал в на чале 1925 года, когда нападки на него ста ли особенно частыми, жестокими, неспра ведливыми. Критик не спешил подделываться под революционность, а старался понять дейст вительный ход развития искусства в, новых социальных условиях. Он был убежден, что для создания нового общества и его искус ства объективные знания нужны больше, чем любые конъюнктурные соображения. Кроме того, по опыту подвижничества и героизма многих русских писателей прош лого, В. Правдухин считал деятельность в русской литературе благородным служением Истине, Свободе, Справедливости, так что в ней не могут иметь места корысть, лице мерие, подлость. Что касается будущего советской литературы, то критик с гордо стью указывал, что если европейское искус ство XIX века органически вышло из французской революции, то революционная Россия станет колыбелью искусства XX ве ка. Вот почему Ем. Ярославский был выну жден гневно ответить ниспровергателям В. Правдухина в открытом заявлении: «Счи таю совершенно не соответствующей дейст вительности, незаслуженно оскорбительной характеристику тов. Валериана Правдухина, данную ему Ил. Бардиным и др. Я лично знаю тов. Правдухина ближе, чем эти тт., по совместной работе в журнале «Сибир ские огни»; журнал этот и возник в значи тельной степени благодаря тов. В. Правду- хину. Могу засвидетельствовать, что в этой работе с нами, коммунистами, тов. В. Прав духин не расходился серьезно ни в од ном вопросе» («Правда», 1925, 1 фев раля). Так оценивали литературно-критическую деятельность В. Правдухина настоящие, знающие его коммунисты. И если о нем тог да было сказано, что он враг, то теперь, чтобы устранить историческую несправед ливость, необходимо сказать: он был совет ским человеком, полноправным граждани ном, талантливым писателем и критиком. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Н. Чужак. Через головы критиков. Чита, 1922. стр. 4, 5, 13, 22, 24, 26. 2 «На посту», 1925, № 1 (6). столбцы 73. 76. 3 «На ленинском пути», 1927, 15 октября, №2, стр. 67. * «Звезда», 1927, № 3, стр. 191. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2