Сибирские огни, 1967, № 10
таются литературу совершенно оторвать от жизни» и «питают абстрактную литератур ную школу, которая вредит развитию совет ской литературы». Все разнообразие группировок в литера туре 20-х годов В Правдухин объяснял раз нородной общественной средой России, ибо «у каждого класса, даже у группы, с неиз бежностью пробиваются ее жизнеобразую- шие тенденции». Но он считал в корне не верным, будто «литературное направление можно установить, руководствуясь кружка ми и их декларациями»: «они чаше форми руются по иным признакам, только не чисто литературным». Поэтому деление литерату ры на группировки было, по его мнению, «механически поверхностным «кесаревым се чением», которое «мало помогает определе нию пути развития литературы и которое едва ли оправдает, будущая эстетика». Не с кружками и их платформами свя зывал В. Правдухин будущее советской лите ратуры, а с теми художниками, которые все глубже и глубже постигали смысл ве ликих событий в России и, рисуя их в яр ких, сильных картинах, активно способство вали рождению нового человека и нового общества. В свете этого будущего, говорил критик, «книжечка В. Казина «Рабочий май» по своему значению бесспорнее всех «поэтических» деклараций о пролетарском искусстве, потому что в ней поэт «наращи вает уже подлинные положительные цен ности в передаче картин самого простого труда как радостного жизнеощущения», по тому что в ней «начало подлинно «классо вой», по существу внеклассовой, общечело веческой поэзии» Высоко ценил критик творчество М. Горького, слово которого, по его выра жению, явственно прорастает в наше буду щее». В. Правдухин считал его «самым здо ровым, самым национальным и в то же время революционным художником», «са мым радостным и светлым певцом жизни». Восхищаясь мужеством, оптимизмом, яр костью произведений Горького, он писал: «С какой-то ему одному присущей широ чайшей устремленностью, окрыленноетью он умеет рассказать о всяком человеке... Сквозь обычные буквы, простые слова (а Горький пишет необычайно просто) все гда проступает красная кровь, от которой загорается жажда жизни, движения, рож дается позыв к творчеству»23. В оценке творчества В. Маяковского В. Правдухин ошибался: он не понял соци альной природы его поэзии. Для него поэт был «представителем самой типичной бур жуазной интеллигенции со всеми ее излома ми духа», «интеллигентом, почуявшим не столько революцию, сколько гибель старо го». Отсюда, естественно, неверное предста вление критика о характере поэзии Маяков ского, будто бы отразившей страх буржуа зии перед революцией. Эта ошибочная в целом оценка Маяковского содержит в себе моменты справедливой критики, поскольку отмечает элементы анархического бунтарст ва, трагического индивидуализма и форма листических увлечений, т. е. такие элемен ты, часть из которых и в разной степени была свойственна поэту вплоть до начала 20-х годов. Но сила поэзии Маяковского импонировала критику, и он, утверждая, что «никогда не ощущал Маяковского как нашего поэта, поэта революции», ценил его, называл его «знамением времени», «вели ким явлением», «большим современным поэтом»24. Вместе с тем, взгляд критика на поэзию Маяковского изменялся. Несколько позднее, но р том же 1922 году, он писал: «Его книга «Маяковский издевается» — это боль шой пафос поэта-публициста». И далеез «Последние же его произведения моту! и должны читаться, но они играют роль аги тационного „полуискусства, хорошо сделан ного политического пугала, крайне необхо димого и плодотворного на ближайшие го ды» Теперь уже критик оценивал поэта не как чуждого революции, а как такого толь ко, который «не так широко и глубоко со звучен эпохе», и, продолжая отказывать ему в художественности, признавал серьезную общественную значимость его поэзии25. Это — несомненный шаг вперед по пути при знания поэта, сделанный в течение одного года В целом ряде своих оценок В. Правду хин оказался весьма.глубоким и проница тельным критиком. Нельзя, например, не отметить, что B. Правдухин для 20-х годов дал одно из самых умных и серьезных истолкований сущности и социальных корней поэзии C. Есенина. Он указывал, что Есенина во спитала русская дервеня с ее сказками и песнями, насытившими поэта в детстве, с ее просторами и красками родной природы, ко торую поэт привык чувствовать и понимать как нечто живое, с ее своеобразной внут ренней общностью крестьянства, наконец, со всеми ее традициями и навыками, с ее политической наивностью и дряблостью, даже религиозной мистикой. В. Правдухин тогда утверждал, что «Есенин слишком рано для самого себя стал поэтом», «талант поэ та оказался больше его личности», «талант вел поэта, а не поэт управлял талантом», «и сам он как личность, особенно в начале своего пути, был лишь жалейкой, через ко торую прорывалась песня»25. Гибель соло менной Руси, своей деревенской родины, поэт воспринимал как собственную обречен ность. Есенин искренне тянулся к револю ции, пытался стряхнуть с себя прошлое, но сам же с бесконечной тоской видел, что не может служить новому миру, который он приветствовал. «Последние его стихи,— го ворил критик,— были криками отчаяния». Победный путь России стал для Есенина трагедией: глубоко национальный поэт «ока зался без Родины». Горячо отрицая, будто «есениншина есть возведение в принцип ху лиганства», критик подчеркивал, что «Есе нин поэтически честен», он беспощадно ри сует свои боли, свой. путь. И если «сам Есе нин как человек ни с какой стороны не об разец для нас», то не нужно забывать, что 172 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2