Сибирские огни, 1967, № 10
чутье не раз спасали его от многих послед ствий этой ошибки. Позднее В. Правдухин все чаще и дальше уходил от нее в оценках конкретных произведений. Он резко крити ковал повесть А. Яковлева «Болото», кото рая мрачными красками рисовала жизнь девушек-работниц как «сплошной безлюбов- ный разврат». Протестуя против низкого бытовизма, сведения жизни девушек к удовлетворению простых биологических потребностей, критик писал: «Нельзя так фотографически-поверхностно давать Чита телю жизнь. Особенно в наше время... Этот бытовой нигилизм художебтвенно является вопиющей ложью на жизнь человеческую. Жизнь богаче, она глубже у каждой из этих девушек, которых засекает А. Яковлев»20. Анализируя роман А. Фадеева. «Разгром», В. Правдухин в статье «Молодое вино» от мечал, что приоритет в раскрытии человека Фадеев переносит в сферу социального. Критик писал: «...его человек всецело зави сит от своего классового положения. При надлежностью к шахтерам, к интеллигенции у него решается все. Не только обществен ные поступки людей, но и их бытовые на выки, характер их любви... все ирс личные качества... В основном, как исходная идео логическая установка, это безусловно верно. Конечной динамикой жизни является эконо мика»21. Считая «безусловно верным», как «исходную установку», объяснение человека, его характера классовым положением, т. е. социальными отношениями, В. Правдухин приходит, таким образом, к марксистскому представлению человеческой сущности как совокупности общественных отношений. Наконец, здесь надо отметить, что поня тия «естественный», «стихийный» далеко не всегда означали у В. Правдухина биологи ческое и бессознательное. Словом «естест венный» он отрицал искусственные, анти художественные элементы в искусстве и называл либо соответствие художественной логики логике самой жизни, либо органиче ское единство формы и содержания произ ведений, т. е. оно у него означало прежде всего «реалистический», «органичный», «ху дожественный». Отстаивая реализм, В. Правдухин после довательно выступал против всякого фор мализма, который считал чуждым природе искусства. «Инженерия слова» (Н. Агеев), «речековка словоконструктора» (С. Треть яков), «производство товаро-ценное гей» (Н. Чужак) — все это голое словотворчест во, говорил критик, ведет к холодному и больному искусству эпох упадка, к эстетиз му, который уже обескровил искусство конца XIX века. Между тем в советской ли тературе критик отмечал широкое увлечение формалистическими поисками как среди на чинающих, так и среди опытных писателей, стремившихся революционизировать искус ство. Вс. Иванов в «Цветных ветрах» и «Го лубых песках», Н. Никитин в «Рвотном I форте» увлеклись искусственной словесной узорностью, внешней красочностью, и эта словесная картиночная скрупулезность уби вает почти все живые страницы двух та лантливых писателей». Ю. Либединский, уже давший в «Неделе» «прозрачной искренней ясности рисунок», в повести «Завтра» начал «с поисков лживой образности, затемняю щей, а порой совершенно уничтожающей содержание». Понимая, что формализм — это ложный путь, бесперспективный для советской литературы, критик писал, что в «нарочитом имажинизме, символизме, футу ризме мы не найдем спасения и выхода к широким далям искусства» и что от этих формалистических школок уже отходят на стоящие художники, такие, как С. Есенин и тот же Н. Асеев. В. Правдухин утверждал: «Стиль, форма, композиция являются в искусстве производ ными, вторичными, хотя и неотторжимыми качествами»22. Форма художественных про изведений рождается естественно, «под на пором нового живого содержания». Критик отмечал в повести А. Родионова-Тарасова «Шоколад» нездоровую манеру «подчинять широкие картины жизни звуковому ритму слов», который «связывает писателя, сужи вает и обезличивает его восприятие». Разве подлинный художник соблюдает приоритет формы, создавая произведение? Лев Тол стой, по мнению критика, «ищет слова не как слово и звук, а как смысл явления, воплощение его живой текучей сущности». Тогда рождается органическое единство формы и содержания, та высокая простота формы, «когда не замечаешь слов, когда они смотрят на читателя глазами их живого смысла». «Социальная природа искусства,— писал критик,— неразрывно связана с са мим словом, ритмом его, планом, общим стилем его»-. Восприятие произведения в единстве его содержания и формы, в гар монии всех его частей только и позволяет верно определить его социально-эстетиче скую ценность. Борьба с формализмом определила от рицательное отношение В. Правдухина к символистам, имажинистам, футуристам, конструктивистам, опоязовцам— тем груп пировкам, которые считали главным в ли тературе «инструментовку слов», «выработ ку языка», «постройку сюжета» Что ка сается других литературных групп, то тут критик не спешил выносить им. приговор, а стремился прежде всего выяснить главное в них и, следовательно, определить их роль в развитии новой литературы. Характерным для «наиболее воинственных» журналов «Леф» и «На посту» В. Правдухин считал то, что «эстетствующие политики» их не ста вили перед собой непосредственных задач искусства, а преследовали цели «декларатив ного занятия командных высот на литера турном фронте». Но так как они не дали сколько-нибудь серьезных художественных произведений, которые могли бы чему-ни будь научить писателей, они «стали доби ваться своей цели путем шельмования, по литического разноса инакомыслящих». В. Правдухин резко осуждал деятельность «Лефа» и «На посту», потому что они «пы 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2