Сибирские огни, 1967, № 10
«ом овладении, оформлении материала и насыщении его социальным содержанием». Отметив, таким образом, активную позицию писателя, он вместе с тем указывал, что хотя «оформление» материала зависит от субъективных данных художника, от цго мировоззрения, тем не менее оно не должно нарушать логики жизни. По мнению крити ка, писатель не волен старое, отживающее изображать как новое и прогрессивное, потому что свобода творчества — не произ вол художника, а «желанное действие в согласии с законами действительности», «постоянное согласие личного ритма с уст ремлениями своего класса». «Великие твор цы растут лишь на почве, которая обещает социально великий плод», следовательно, «не может быть искусства у тех групп, ко торые попадают в тупик, не ощущают своих социальных горизонтов». Подлинный худож ник, как считал критик, смотрит дальше своего класса, «выходит за круг интересов своего класса, когда этот класс исчерпывает свою роль живого фактора исторического прогресса». Отсюда наиболее ценным и глубоким будет то произведение, в котором автор сумел «материал, свой органически слить» «с революционными, социально ши рящимися устремлениями нашей эпохи». Эту черту отметил В. Правдухин в повести Ю. Либединского «Неделя»: «в ней молодой писатель впервые показал коммунистов жи выми, обнажив их в быту, в их плоти и крови, сумев в то же время сохранить за ними присущий им пафос великих современ ных «мечтателей»18. А вот в «Ватаге» В. Шишкова критик не видит «полнозвучной силы современной эпопеи», потому что писатель, нарисовав партизан «с яркостью репинской кисти», недосмотрел в них «социального смысла, живого отсвета нашей эпохи», не нашел «эпохального устремления в их действиях». Критик признавал, что новому реализму советской литературы органически присущ романтизм, и уже отмечал его в конкретных произведениях. По его мнению, в «Неделе» 10. Либединского романтичен образ чеки ста Горных, но он от этого не становится схемой, это живая фигура, потому что «она твердо стой I на нашей земле, в фокусе со временной жизни». Вот этот «социальный смысл», «живой отсвет эпохи» В. Правдухин считал важней шим качеством художественного образа, который он понимал не как фотокопию отдельной личности, а как типический образ, несущий глубокое социально психологиче ское обобщение. «И Дон-Кихот, и Гарпагон, и Плюшкин,— писал он,— реально почти не мыслимы, но в чем-то почти неуловимом... во многих живых и кровных нитях, которы ми они связаны с жизнью...— во всем этом ощущается, что это образы живые, художе ственные, человеческие образы». Критик верно чувствует, чтЬ «концентрации жизни» становятся полнокровными художественны ми образами, когда они проявляются в кон кретных чертах, в индивидуальном облике, тогда только они «наполняются для нас кровью непосредственного социального зна чения». Позднее он замечал, что «черты любого литературного типа должны быть неотторжимыми от меня и обязательными для всех». По его мнению, В. Зазубрин, Вс. Иванов умеют на рисунке отдельных лиц дать суть каких-либо социальных групп или классов, их силы и слабостей. А Л. Сейфуллина в ярких массовых сценах («Перегной»), которые критик назвал «ве ликолепными и глубочайшими социальны ми зрелищами», «иногда по одному вы крику сразу выпечатывает мелькающие ли ца в их индивидуальной и социальной полноте». Однако, верно понимая природу художе ственного образа, В. Правдухин ошибочно представлял себе человеческую сущность, природу человеческого. По мнению критика, особенность изображения человека у Л. Тол стого состоит в следующем: «Толстому именно было дано, как никому, за мусором социальных напластований, извращений с небывалой еще силой показать нам здоро вое, сохранившееся нутро человека», От каких времен сохранилось это «здоровое нутро» человека? Считал ли критик «мусо ром социальных напластований, извраще ний» в людях только социальные предрас судки и классовую ограниченность, очищение от которых — действительно прогресс чело веческой природы? Но критик далее утверж дал, что Интернационал есть «гениальное научное оформление и действенное осуще ствление» Марксом и Лениным того, «что сохранилось, несмотря на рабство, крепост ное право, классовый строй общества, розно в отдельных людях, в отдельных группах, главным образом, в трудовых классах, пре имущественно у пролетариата, как основное и здоровое начало человека»19. Итак, «есте ственной» основой Интернационала, между народной пролетарской организации классо вого, т. е. сугубо социального характера, было, оказывается, некое «здоровое нача ло». которое мы покрыли «безнадежно лживой толщей наших социальных отноше ний» и которое Лев Толстой очистил от этого «мусора». В. Правдухин и не заметил, как очищенное от «социальных отношений» «здоровое нутро», которое он принял за «чистую» сущность человека и которого больше всего отпустил пролетариату, пре вратилось в известных предков человека с их инстинктом стадности. Дальше очищать человека некуда, иначе придется признать необходимость рыбьего Интернационала. Критик ошибочно давал высокую оценку творчеству Б. Пильняка также на том основании, что он «корни жизни обретает в глубоко природной, почти звериной сти хии» и что «люди у него живут в основном, изначальном». Однако утверждать, что критик понимал природу человека только как биологиче скую, было бы неверно. Глубокое удовлет ворение доставляет то, что острое чувство правды в искусстве, глубокое эстетическое 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2