Сибирские огни, 1967, № 10
всей ее сложности и противоречивости. От сюда его «непреклонное требование жизнен ной, нетенденциозной правды, резкое отри цание всякого направленства, нарочитых исканий словесных, конструктивно-интеллек туальных строек и прочих лживых атрибу тов». В этом требовании критика заключе на целая программа развития искусства, богатая содержанием и не потерявшая значения до наших дней. Прежде всего новым течением нашей ли тературы В. Правдухин считал «самый подлинный и здоровый реализм», «неореа лизм» ясного монистического мироощуще ния», более глубокий, чем реализм класси ки, и свободный от «идеалистических изло мов прошлого». Этот реализм обусловлива ет «беспощадно ясную» манеру письма, «одухотворенную простотой и величием вспыхнувших перед человечеством социаль ных далей». Считая также, что «внутрен няя сила искусства» состоит в насыщен ности его социальной стихией, в его «обще ственной капиллярности», критик требовал от советских писателей острого и глубокого проникновения в современную социальную стихию. В. Правдухин отрицал искусственную, голую тенденцию как «нехудожественную постройку», которая чужда природе искус ства и по существу разрушает его. Прямые политические сентенции, обнажая тенденци озность, снижают уровень повести как про изведения искусства, а иногда просто раз рушают ее художественную ткань. Следова тельно, требование отражать в искусстве не поверхностные явления, а глубинные, не видимые сверху процессы, определяющие течение жизни, было тенденцией самого критика. Это подтверждается еще и тем, что он признавал классовость искусства. Сравнивая реализм А. Фадеева и Л. Толсто го, критик отмечал, что советский писатель находится «в более счастливом положении: он владеет исторически законной социаль ной установкой эпохи». Но «как соединить социальную установку, не нарушая ткани искусства», т. е. как выразить классовую идеологию в художественном произведе нии,— это В. Правдухин считал важнейшей «общей проблемой литературы» в 20-е годы. И он полагал, что «писатель должен уметь свою идеологическую установку художест венно растворять в материале», чтобы она естественно вытекала из картины рисуемой жизни, была следствием художественной логики произведения, а не торчала в нем как инородное тело. Известно, что именно так понимал тенденциозность искусства Ф. Энгельс, писавший на этот счет: «Но я думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, без то го, чтобы на это особо указывалось, и что писатель не оОязан подносить читателю в готовом виде будущее историческое разре шение изображаемых им общеспвенных конфликтов17. Особенно серьезного знания жизни тре бовал критик при изображении революции. Революция «органически просекла сверху донизу» нашу жизнь, «напитала ее во всех порах», «и каждому явлению жизни рос сийской неизбежно и естественно теперь присущ внутренний запах революции. И пусть художник изображает с возможной глубиной жизнь России,— заключает кри тик,— мы увидим революцию». Больше то го, он доказывал, что «здесь только и воз можно создание живых памятников револю ции, ее бурных устремлений, ее живой сущности и целесообразности». Изображе ние революции без глубокого проникновения в жизнь неизбежно приводит к искусствен ным сюжетам, надуманным конфликтам, ходульным героям. Так случилось с А. Та расовым-Родионовым в повести «Шоколад». Возведя шоколад, по мнению критика, в «символ классового соблазна мелкобуржуаз ной распущенности», автор революционным судом без вины осуждает на смерть зака ленного коммуниста, предчека Зудина. Но Зудин не протестует, он смиряется с этим и внутренне принимает приговор как «иде альный выход», даже как «средство борьбы за коммунизм». Отдав на смерть в угоду пошлости и сплетен мужественного револю ционера, писатель превратил его «в мисти чески настроенного иезуита, в тип изувера- самосжигателя». Финал повести, рисующий гордое и веселое настроение Зудина перед смертью, является такой грубой, надуман ной ложью, что вызывает отвращение кри тика. «Вот поучительный пример поражения художника, когда он заранее выдумывает идею, не ждет ее органического... возникно вения из творимого в слове естественного процесса жизни». Реализм советской литературы В. Прав духин видел не в скрупулезном описании фактов, не в голом натурализме или плос ком бытовизме. Тот не художник, говорил он, кто «покорно идет за случаями жизни, не выделяя и не нащупывая их сердцевуны». Когда Вс. Иванов в повести «Цветные вет ра», нарисовав богатого и развратного мужика-старовера, вручает этому «иконо писному бездельнику» власть, в том числе и внутреннюю, моральную, критик считает, что читатель вправе сказать: «Художник, .ты лжешь!». Как единичный случай, этот факт возможен, но правда факта, случая — «неубедительная ссылка в художественной области», где речь идет о законах воспро изведения действительности и создания жиз ненных и цельных героев. «Необходимо идти за жизнью,— писал критик,— но выбирать из нее не случайное, а органическое». В Правдухин порицал и натурализм, обнажающий жестокие и низменные карти ны жизни, и факты его в произведениях В. Зазубрина, Н. Никитина и других писа телей называл «антиэстетическими грубо стями реализма». Новый реализм — не бесстрастное опи сательство явлений жизни, он обладает «большой дозой собственного идеализма», который критик видел в «отборе художни ческого материала», а еще больше в «нутря- 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2