Сибирские огни, 1967, № 10
ческое целое», «дают и будут долго еще давать нам новые силы и новую веру в нашей великой социальной борьбе». («Советская Си бирь», 1922, 1 января). Верные, превосход ные, вполне заслуженные замечательным писателем-гуманистом слова, которые были сказаны сорок пять лет назад и которые мы, к сожалению, часто забываем. В. Правдухин преклонялся перед гени ем В. Г. Белинского, который страстно лю бил русскую литературу и, обладая пора зительно безошибочным эстетическим чуть ем, «глубже самих авторов проникал в их сочинения». Статьи Белинского, в которых он создал «плодотворную для искусства теорию социальной эстетики», теоретически утверждали «основы великого литературно го реализма». Утверждая, что принципы со* циальной эстетики Белинского «в основном остаются в силе и для наших дней», В. Правдухин подчеркивал духовное родст во великого критика с нашим временем: «Но если судьба сумела заслонить от зор ких глаз Белинского грядущую революцию, то уже не дано ей... лишить нашу револю цию его фигуры,— Белинский необходимо и светло присутствует в современности как наш духовный предок»16. Однако, подчеркивая преемственность, связь прошлого искусства с современным, В. Правдухин понимал, что «внутренне большая культура старой России отходит в прошлое». По его мнению, использование реализма Толстого и Короленко для зари совки новой действительности «не может быть оправдано». Перенесение в современ ность образов прошлого искусства, даже таких, как Фауст, в качестве «некой харак терной ценности для нашего века» обнару живает «художническое бессилие», «эстети ческую немощь» писателя. Поскольку ста рое искусство не в состоянии отобразить полноту новой жизни, «начинается неиз бежный период преодоления» его. Однако факты развития советской литературы по казывали, что это преодоление классики не есть ее отрицание. Критик отмечал позднее, что А. Фадеев в романе «Разгром» «пытает ся преодолеть внутреннюю сущность Тол- стого-художника посредством внешней ма неры его письма». Это сказано не совсем точно, поскольку критика мало занимал воп рос, что и как должно быть преодолено в художественном наследии. Он обращал вни мание главным образом на позитивную сто рону отношения к искусству прошлого: ка кие его стороны и почему должны быть усвоены и развиты советским искусством. В связи с тем, что В. Правдухин не сов сем еще овладел марксистской методологией в анализе явлений искусства и что он одним из первых в нашей критике начал переоцен ку классики с новых позиций, его суждения о ней, естественно, не всегда были верными. Допускал он ошибки в понимании и трак товке идей Белинского, эстетика которого послужила ему основой. Признавая разви тие философских взглядов великого критика, он утверждал, что «основное эстетическое мировоззрение у него в сущности было всег да единым и последовательным». В этом утверждении В. Правдухин методологически неправомерно разрывал философский и эс тетический моменты в мировоззрении Бе линского и по существу отрицал эволюцию его основных эстетических взглядов. Далее он считал, что Белинский «не принимал в искусстве никакой тенденции, во имя каких бы целей она в него не привносилась». Это было также ошибкой: во-первых, Белинский отрицал в искусстве не всякую, а только лживую, предвзятую тенденцию; во-вторых, его требование изображать подлинную, а не выдуманную в собственных интересах жизнь есть тоже тенденция и требование тенденций. Ошибался В. Правдухин и з оценке творчества отдельных русских пи сателей. Наконец, в отношении В. Правдухина к наследию необходимо отметить и такой парадоксальный факт непоследовательности: горячо защищая русскую литературу, он пришел однажды к отрицанию русской классической музыки. Вообще критик высо ко ценил музыку как «вершину культуры», «наиболее чистое и высочайшее наслажде ние силой, красотой и мощью человеческо го творческого духа». Но один раз ему по казалось, что музыка Чайковского и Му соргского — «усложненное творчество», а опера— «создание человека буржуазной ци вилизации, утерявшего цельность, целесооб разность своих переживаний». Он объявил классическую музыку не нужной для наро да, потому что якобы «у широких масс нет предпосылок для восприятия сложной, европейски утонченной музыки», и предпо чел опере драму («Советская Сибирь», 1923, 25 марта). Конечно, было бы неверно считать эту ошибку серьезным убеждени ем критика, это, скорее, недоразумение, вре менное настроение, от которого после одного критического замечания сам автор вскоре отказался раз и навсегда. Совершенно ясно, что В. Правдухин а отношении к классическому наследию был прав в основном и многом, несмотря на имеющиеся у него ошибки и противоречия. Он выделял, подчеркивал в классике боль шей частью те стороны и моменты, кото рые в процессе развития советского искус ства пробивали себе дорогу как объектив ная необходимость через множество разно образных субъективных утверждений. По этому когда критик теоретически решал различные вопросы искусства на материале классики, это, с одной стороны, определяло наиболее верное отношение к ней, с дру гой — формировало эстетические взгляды и вкусы молодых советских писателей, помо гало росту их художественного мастерства; а все это в свою очередь способствовало действительному развитию нового искусст ва в нашем обществе. Исходя в основных своих принципах из эстетики Белинского, В. Правдухин в совет ской литературе последовательно отстаивал глубокое и правдивое отражение жизни во 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2