Сибирские огни, 1967, № 10
ли потрясающие своим реализмом картины крепостнической действительности, зазвуча ли по-яовому, реакция на них русской публики оказалась для Гоголя неожидан ной и потрясла его. Это был крах ограни ченных классовых иллюзий в искусстве, кру шение идеала, глубочайшая духовная дра ма художника. Из нее критик сделал вывод: «Так искусство мстит всякому классу и сво им творцам за попытки его ограничить». В. Правдухин считал, что развитие ис кусства по своим внутренним законам со стоит в том, что искусство «меняет свои формы и содержание», «расширяет свои средства изображения, углубляет свое со держание». Он утверждал, что литература Пушкина, Достоевского, Толстого. Ибсена несравненно глубже и шире охватывает че ловеческую жизнь, чем искусство Гомера, Данте и даже Шекспира, несмотря на их неумирающее мировое значение. Однако в понимании основы и характера развития искусства мы впервые встречаемся с одной из ошибок критика. Он утверждал: «Искусство и в отношении формы и содер жания можно расположить в ряд, соответ ствующий Экономическим эпохам». И дока зывается эта мысль фактом, который по существу не доказывает ее,— тем, что в разные эпохи преобладают различные виды искусства. Утверждать, что искусство и формой и содержанием соответствует эко номическим эпохам,•—значит, признавать непосредственную связь искусства с эконо микой, значит, вульгарно-социологически по нимать процесс его развития. К. Маркс по этому поводу замечал: «Относительно ис кусства известно, что определенные перио ды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием мате риальной основы последнего...» И он в пер вую очередь имел в виду как раз искусство древних греков и Шекспира13. Но критик не закоснел в своей ошибке и уже три года спустя утверждал вслед за Плехановым, что «в искусстве нет непосредственного влияния экономики», что «здесь в узел завя зываются через личность и экономика, и по литика, и философия, и быт, и ходячая мо раль, вообще все богатое наличие всяческих 'Надстроек»14. Это утверждение показывает, что в понимании взаимоотношений искус ства и экономики он ушел от вульгарно-со циологической точки зрения и встал на бо лее правильный путь. Понимание объективности законов раз вития искусства позволило В. Правдухину занять принципиально верную позицию в отношении к русской классической литера туре. Отношение к искусству прошлого в 20-х годах, особенно в первой половине их, было сложным, противоречивым и содер жало нередко взаимоисключающие в прин ципе утверждения. Н. Чужак и футуристы, А. Ган и конструктивисты, пролеткультов- цы и опоязовцьк напостовцы и рапповцы, провозглашая себя борцами за пролетар скую культуру, заняли непримиримую пози цию по отношению к русской классике. Теоретическому решению вопроса об от ношении к классике В. Правдухин посвя тил статью «В борьбе за новое искусство». В ней он убежденно и страстно защищал русскую литературу, потому что, как и луч шие представители формировавшегося тогда нового искусства —М. Горький, А. Луначарский, Д. Фурманов, хорошо по нимал роль художественного наследия в развитии современной культуры. Считая, что советская литература должна естественно стать преемником лучших качеств и тради ций классики, он глубоко и верно объяснил эту преемственность единством историческо го процесса, имеющим прежде всего мате риальную основу. Он видел, что Н. Чужак и другие отрицатели классики не умеют «осознать и оформить историю как единую стихию социальности, как единый общест венный процесс» и попадают в объятия О. Шпенглера, считавшего, что история че ловечества распадается на ряд самодовлею щих культур, которые не могут быть свя заны. В. Правдухин писал: «Диамат никог да не отрицал органической связанности исторического процесса,— наоборот, он ее утверждает впервые в ее естественной и действительной форме, а отсюда неизбеж ная преемственность в культуре»15. В этих словах гораздо больше действительной диалектики, чем во всех случаях жонглиро вания по этому поводу диалектическими терминами. В. Правдухин высоко ценил русскую классику не только за мощное воздействие ее идей и образов, но и за то, что она оста вляет нам в картинах облик своей эпохи, дает образцы высочайшего художественного мастерства и несет в себе зачатки будущего искусства. Критик знал, что теоретические вопросы развития советского искусства можно было решать только на опыте клас сики, ибо никакого другого материала не существовало. Поэто'му он справедливо счи тал отрицание классики «демагогическим ляганием», «свидетельством яркого неве жества новоявленных фонвизинских духов ных недорослей, которые не ведают, что творят». Ему удалось наиболее точно сфор мулировать нашу задачу по отношению к художественному наследству: «Здесь, конеч но, марксистам еще предстоит огромная ра бота по пересмотру прошлой литературы, отвоевание ее из плена буржуазной эсте тики». Сам он одним из первых начал это «отвоевание» классики в кратких, но глубо ких характеристиках русских писателей. Оценивая, например, творчество В. Г. Короленко, критик писал, что его лучшие произведения рисуют «широкую картину жизни», а такие, как рассказ «Сон Мака ра», являются практически революционным оружием перевоспитания народных масс. Короленко дорог нам тем, по мнению кри тика, что его мужество, его вера в «огонь ки»—лучшее будущее ‘людей и «вся его монолитно-чудесная фигура», в которой «литература и жизнь сливаются в гармони 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2