Сибирские огни, 1967, № 10
В. Правдухин знал по собственному опыту и был убежден, что Советская власть ис пользует эту силу в борьбе за социализм. Это уже подтверждалось теоретической борьбой В. И." Ленина, в которой он блестя ще использовал созданные русской литера турой социальные типы, наносившие в его трактовке неотразимые удары политическим противникам. И потому критик горячо взял ся за организацию «Сибирских огней», не обходимость издания которых он в декабре 1921 годй в докладной записке для Сиббю- ро ЦК РКП мотивировал так: «Журнал ставит своей задачей возрождение худо жественного слова, социальная мощь и политическая значимость которого в послед ние годы из-за боевых задач революции недостаточно оценивались.. Между тем безу словно, и теперь к этому приходим, орга низация чувств и воли посредством худо жественных образов —одна из важнейших задач наших»11. Взгляд на искусство как на сильнейшее революционное оружие в общественной борь бе пронизывает все критические статьи В. Правдухина и принимается им за осно ву при решении многих вопросов литерату ры и искусства. Искусство «общественно необычайно пло дотворно», потому что оно «глубоко, все сторонне и захватывающе» действует на человека. Так уже с первой статьи критик объяснял активную общественную роль ис кусства непосредственно его природой. Он представлял себе искусство как «своеобраз ный, наиболее целостный и общественно плодотворный процесс всеобъемлющего че ловеческого познания, содержание и фор мы которого, монолитйо и гармонически спаянные,получают свое выражение в жи вых образах, зарисовываемых словом, зву ком, краской и линией». В своем определе нии критик отмечал познавательную, вос питательную стороны искусства и его об разную специфику. Как видим, все это ни в коей мере не противоречит нашим представлениям об искусстве как форме общественного созна ния. Сам же В. Правдухин считал, что его определение «не ново и не обнажает самого существа искусства», хотя и близко к нему. Оно было важно для него тем, что пред ставляло искусство «как огромный социаль ный фактор, еще недостаточно оцененный и изученный, как одно из самых мощных средств в коллективно-трудовой борьбе че ловечества». Однако критик не старался во всех случаях догматически следовать свое му определению. Анализируя конкретные произведения или творчество отдельных пи сателей, он выделял и углублял различные стороны искусства, обогащая свое представ ление о нем новыми характеристиками. По этому искусство выступало у него то как «живое сконцентрированное ощущение — познание йового», то как «претворение дей ствительности в художественные образы», то как «выражение личностно-творческой воли художника», то как средство «выра ботки душевной закваски и окончательной закалки ценного человеческого материала». Но какою бы стороною не выдвигалось ис кусство в любом конкретном случае, В. Правдухин последовательно подчеркивал его сущность: эмоционально-интеллектуаль ное отражение действительности в живых образах и картинах. Искусство живо только тем, утверждал он, что в нем обнаружено в художественных образах. Вообще, говорил В. Правдухин, «если мы действительно хо тим расцвета искусства ...то основным тре бованием к литературе мы должны поста вить требование художественности, т. е. всецело уверяющей нас правдивости обра зов»12. Отсюда вытекает одно из принципи альных его убеждений: искусство должно быть прежде всего искусством, а потом оно станет и лишь тогда и может стать мощным социальным оружием. Убеждение, в котором сущность искус ства и его общественная роль мыслятся в органическом единстве, уже предполагает определенную самостоятельность искусства. Но критик и непосредственно обращал вни мание на объективный характер его зако нов. Он писал: «Искусство всегда внутрен не подчиняется ему присущим законам вос создания-познания жизни, которые и дают нам гармонический синтез жизни». Это зна чит, по его мнению, что далеко не всякий произвол возможен в отношении к искусст ву, т. е. не всякое «управление» им дает желаемый результат. Если в стремлении подчинить себе искусство нарушаются его объективные законы, художественное про изведение разрушается, следовательно, рез ко падает, если не сводится к нулю, его об щественная роль. Когда художник строго следует внутренним законам искусства, объективный смысл произведения может разойтись с субъективными интересами ав тора или целого класса. Искусство сильуо и подчас жестко со противляется субъективистскому произволу. Причину трагедии Гоголя-художника В. Правдухин видел в глубоком противоре чии между объективным смыслом его про изведений, в которых он был верен законам реалистического искусства, и субъективны ми целями, которые ставил перед собой пи сатель и которые определялись его общест венно-политическими взглядами, отнюдь не передовыми для своего времени. Стремле ние Гоголя найти общественно-эстетиче ский идеал в изжившем себя крепостниче ском строе, в русском дворянстве, которое деградировало как ведущий класс общест ва и было способно порождать лишь новые «мертвые души», оказалось несовместимым с законами реалистического искусства. В ре алистическом произведении художественная логика сквозь любую толщу субъективных авторских напластований всегда являет ло гику действительности. Нарушение этой ло гики сделало невозможным воплощение эс тетического идеала великого сатирика — образ Костанжогло не получился. Произве дения, в которых на первый план выступи 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2