Сибирские огни, 1967, № 10
вреженный враг»2. В 1927 году С. Родов утверждал, что «на страницах «Сибирских огней» Правдухин весьма упорно вел народ ническую проповедь» и что его критика «оказала заметное отрицательное влияние на большую часть художественной литерату ры истекшего пятилетия в Сибири»3. Тогда же П. Петровский, отвечая на статью В. Правдухина о Есенине, обвинял критика в том, что он якобы «попытался дать апо логию есенинщины», стремился «утвердить своеобразное понимание поэзии Есенина, чуждое общим тенденциям нашей эпохи»4. Явный субъективизм и грубый произвол в толковании взглядов В. Правдухина, од-- посторонняя абсолютизация его ошибок — таковы методы, с помощью которых пыта лись доказать, что мировоззрение критика в целом враждебно советской литературе. Все публичные суждения о критике выска зывали без какого-либо доказательства, без элементарного анализа его статей и ре цензий. Считая собственные вульгарные пред ставления о новой литературе единственно верными и последовательно пролетарскими, противники В. Правдухина легко давали та кие оценки критику, которые носили харак тер политических нападок и объективно ве ли к дискредитации его личности. В последние годы имя В. Правдухина начинает упоминаться в нашей исследова тельской и мемуарной литературе. В сбор нике историко-литературных очерков А. Шмакова5 мы найдем интересные, но, к сожалению, отрывочные сведения о жизни и деятельности критика. В монографии П. Выходцева6 В. Правдухин назван талант ливым критиком, приведены два-три верных и ошибочных положения из его статей, но лишь с целью решения специальных задач исследования. Из очерка Е. Пермитина7 мы узнаем о некоторых замечательных чертах характера критика, его талантливости, глу бочайшей любви к родной природе и охот ничьей страсти. В воспоминаниях Н. Смир нова8 показаны некоторые литературные симпатии и антипатии В. Правдухина, его эстетические запросы и горячая любовь к литературе. Однако, несмотря на эти упо минания, В. Правдухин как литературный критик для современного читателя остается, по сути, неизвестным, а субъективистская, вульгарно-социологическая трактовка его взглядов, имевшая место в 20-х годах, и ныне иногда беспрепятственно возрождает ся в нашей науке о литературе. Я имею здесь в виду оценку деятельности В. Прав духина, данную в книжке А. Максимова «Советская журналистика 20-х годов» (изд. ЛГУ, 1964)9. Творчество В. Правдухина составляет часть, момент, сторону литературного про цесса 20-х годов и не может быть обойдено в силу диалектического требования всесто ронности охвата изучаемых явлений. Его критическая деятельность сама представляет собой процесс овладения им марксистской методологией в анализе явлений художест венной литературы. Но именно с этого в массовом масштабе начиналась вся совет ская (иначе — пролетарская) критика, все советское литературоведение несмотря на то, что отдельные критики старшего поко ления (В. Боровский, А. Луначарский) овладели этой методологией в основном до социалистической революции. Следователь но, истинная роль В. Правдухина в литера туре 20-х годов должна быть выяснена, ес ли мы хотим объективно, т. е. действитель но научно, писать историю советской лите ратуры во всех ее частях и на всех этапах, если мы хотим знать, какого отношения за служивает критик. Сейчас требуется не одностороннее охаи вание или восхваление, а всесторонний ана лиз критических взглядов В. Правдухина — со всеми их достижениями и открытиями, ошибками и противоречиями. Свою первую статью критик начал с утверждения активной общественной роли искусства, которую он рассмотрел на мате риале взаимодействия искусства и револю ции. Он отмечал, что классы, уходящие с исторической арены, деградируют в своих общественных и эстетических идеалах и пагубно влияют на искусство. Во Франции перед Великой революцией XVIII века «ко роли пытались превратить искусство в свою дворцовую забаву, аристократы — в мело дии и картины, иллюстрирующие их дряб лый разврат; духовенство — в приторную мелодию, которая собирала им верующих и монету». Подобную картину наблюдает критик перед социалистической революцией в России, когда вырождающаяся буржуа зия создает теории «аморального эстетиз ма» в защиту «отвлеченной канонической красоты», а русская литература «превраща ется в «кликушество» различных «истов», которые то в желтых кофтах, то почти го лые лечат от мигрени скучающих буржуаз ных барынь». Революция в обоих случаях пришла вовремя, спасла искусство от из мельчания и вырождения», открыла перед ним «широкие и освежающие его горизон ты». В свою очередь искусство как во Фран ции «в лице Мольера, Руссо, Вольтера, Бомарше подготовляло революцию», так и в России «в лице целого ряда писателей, в лице Горького способствовало органическо му росту революции». Словом, критик при ходит к выводу, что революция спасает ис кусство от деградации, дает ему основу, материал, цель, а искусство способствует развитию революции10. В. Правдухин высоко ценит русскую классическую литературу, помимо других ее замечательных качеств, за то, что она и сейчас помогает нам строить новое общест во, воспитывать нового человека. В ее про изведениях он видел общечеловеческое со держание, которое принадлежит и нашей эпохе. Разве у нас, писал он, уничтожены окончательно та мещанская среда, те клас сические уроды, которые нарисованы в кни гах Фонвизина и Грибоедова, Гоголя и Че хова?.. Силу воздействия искусства на массы 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2