Сибирские огни, 1967, № 10

к р тжшкш С. ПАРАМОНОВ Валериан Правдухин—критин В первом номере журнала «Сибирские огни» за 1922 год была опубликована большая статья талантливого советского критика и писателя В. П. Правдухина «Ис­ кусство в стихии революции», глубоко и вполне по-современному ставившая серьез­ нейшие вопросы о сущности искусства, о роли искусства в обществе, о взаимодейст­ вии искусства и революции. Эта статья явилась началом литературно-критической деятельности В. Правдухина, хотя первые его опыты в этой области относятся еще к челябинскому периоду жизни, а с момента переезда в Новониколаевск (октябрь 1921 года) до начала издания «Сибирских огней» (март 1922 года) он часто выступал в си­ бирской периодической печати с критически­ ми заметками и рецензиями на литератур­ ные журналы и сборники. Широкая эруди­ ция, последовательная принципиальность, сознательная полемическая заостренность, с которыми В. Правдухин, не в угоду поли­ тической или литературной конъюнктуре, из­ лагал свои убеждения,— все это обусловило успех его статей и дало сибирякам-литера- торам основание называть критика «ьвисто­ вым Валерианом» и «сибирским Белинским». Серьезный успех и широкая известность, которые В. Правдухин быстро завоевал своими критическими статьями, были как следствием его несомненной литературной одаренности, так и результатом длитель­ ной разнообразной подготовки. Такой суро­ вой подготовкой явилась прежде всего са­ ма жизнь: сын сельского псаломщика, с тру­ дом получивший образование и ставший учителем, В. Правдухин связал свою судь­ бу с жизнью народа еще до революции и, будучи народным учителем, а позже за­ ведующим Челябинским губполитпросветом, вел среди крестьян и рабочих большую пе­ дагогическую и просветительскую работу, значение которой можно понять и оценить лишь в свете той «гигантской всемирно-ис­ торической культурной задачи», на которую в последних овоих статьях постоянно ука­ зывал В. И. Ленин. Эта подготовка на протяжении предше­ ствующего десятка лет включала учебу на историко-философском факультете универ­ ситета Шанявского и глубокое изучение общественно-политической, марксистской литературы, чтение лекций по классической литературе в Челябинском народном уни­ верситете и выступления в местном театре в качестве актера, участие в литературных кружках Москвы и Челябинска. Наконец, такой подготовкой были и собственно лите­ ратурные опыты В. Правдухина (со вто­ рой половины 20-х годов до трагического конца своей жизни он выступал больше как писатель, нежели как критик). Все это и были истоки широкой литературной эруди­ ции и высокого эстетического вкуса буду­ щего критика. В литературе 20—30-х годов оценка творчества В. Правдухина носит чрезвычай­ но противоречивый характер. Больше того, в этой оценке верх несправедливо взяла линия грубой, вульгарно-социологической трактовки взглядов критика, однобокого раздувания его ошибок. Эта линия была представлена прежде всего именами Н. Чу­ жака, И. Вардина, Г. Лелевича, С. Родова, П. Петровского. Н. Чужак в 1922 году писал о В. Прав- духине как о «реставраторе старой храми­ ны» с «нутряной потяготой на какую-то внеклассовую «красоту»; видел в нем «при­ сяжного сибирского опекуна с психологией стороннего созерцательства», который живет «прошлогодним днем»1. Последующие оценки деятельности В. Правдухина носят еще более категорич­ ный характер. Вот как характеризовал кри­ тика И. Вардин: «На анализе этой книги («Литературная современность») мы очень легко могли бы показать, что Правдухин совершенно чуждый нам человек», «скры­ тый и нисколько еще, к несчастью, не обез­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2