Сибирские огни, 1967, № 10

манеры и нашел свой пластический язык. Образцом эпического пейзажа, верши­ ной всего творчества художника явилось монументальное полотно «Хан-Алтай», над которым он работал много лет. Картина нанисана о двух вариантах. Первый отно­ сится к 11907 году и хранится в Томске, второй —к 1936 году и украшает экспози­ цию Барнаульского музея. По этому великолепному эпическому полотну видно, насколько вырос худож­ ник. Если раньше его интересовали отдель­ ные мотивы алтайского пейзажа, различные состояния горного ландшафта, то тут ре­ шена более важная и серьезная задача, создан центральный художественный образ всего горного Алтая. Во вступлении к каталогу выставки ав­ тор писал об этой картине: «Мощными, каменистыми, пестрыми гря­ дами раскинулись громады гор. Крупные скаты их глубоко прорезаны ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над темны­ ми зияющими безднами. За ними уступами к облакам высятся исполинские гребни уте­ сов. А дальше и выше, над голубой гранью неба, в прозрачной синеве, как рать ска­ зочных богатырей, стоят великаны —цари гор, кругом раскинувши свои шатры. Гор­ до подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шле­ мах их, как драгоценные камни, рубины, изумруды, блестят ледники. Они окаймлены вокруг узором причудливых окал и мощны­ ми пластами снега. Все вокруг первобытно, грандиозно и ве­ личаво... Какой везде простор и какая мощь!.. Это ты, заколдованный, угрюмый, цар­ ственный Алтай! Это ты окутался туманами, которые, как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны. Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и ду­ маешь свои заветные добрые думы...» Последний период жизни и творчества Г. И. Гуркина ('1917—1937) был также пло­ дотворным, хотя и нелегким. Эмигрировав в 1919 году в Монголию, а затем в Туву, он быстро осознал свои ошибки и в 1925 году добился разрешения вернуться на ро­ дину. К этому времени разрозненные ранее племена алтайцев-кочевников были объ­ единены в Ойротскую автономную об­ ласть, и художник увидел новую жизнь род­ ного края. В 1926 году Гуркин участвовал в двух крупных московских выставках. На одной из них произведения живописца увидел А. В. Луначарский и дал им такую оценку: «Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойрот­ ского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная живопись, я уж не знаю». Высокую оценку получили произведени» Гуркина в столичных газетах и журналах. Важным событием в культурной жизни, нашего края была Первая всесибирская вы­ ставка и первый съезд художников в Но­ восибирске (1927). Гуркин не был на съез­ де, однако его имя неоднократно фигуриро­ вало в оживленных дискуссиях и спорах, отмечалась значительная роль реалистиче- скогб искусства художника в развитии культуры Сибири. Писателем В. Зазубри- ным было оглашено приветственное письмо- Гуркина съезду. Много сил и времени отдавал Григорий Иванович в эти годы просветительной дея­ тельности и этнографии. Им выполнено не­ сколько плакатов, пропагандирующих осед­ лую жизнь алтайцев, иллюстраций для на­ ционального букваря и т. п. Продолжал о» работу и по сбору материалов в области духовной и материальной культуры алтай­ цев. Около 3000 рисунков было передано- в 30-х годах художником в дар местному краеведческому музею. С большим энтузиазмом относился Гур­ кин к своей педагогической деятельности. У него учились такие известные в Сибири художники, как Н. И. Чевалков, Е. Г. Тю- менцева, Д. И. Кузнецов, в 1932 году при областном музее была организована под его руководством и по его инициативе дет­ ская художественная школа... «Труд, искусство — моя цель. В труде — моя любовь, мой отдых и моя радость. В нем мое воспитание и благополучие. Твер­ до, неуклонно иду этим путем»,—таково- жизненное и художественное кредо заме­ чательного сибирского живописца. После смерти Г. И. Гуркина.1 произведе­ ния его, к сожалению, не сохранились должным образом (некоторые рассеяны по частным собраниям, другие утеряны). Все­ го же в творческом наследии незаурядного художника насчитывалось более 5000 про­ изведений. 1 Г. И. Гуркин был репрессирован в 1937 году и умер в октябре того же года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2