Сибирские огни, 1967, № 10
манеры и нашел свой пластический язык. Образцом эпического пейзажа, верши ной всего творчества художника явилось монументальное полотно «Хан-Алтай», над которым он работал много лет. Картина нанисана о двух вариантах. Первый отно сится к 11907 году и хранится в Томске, второй —к 1936 году и украшает экспози цию Барнаульского музея. По этому великолепному эпическому полотну видно, насколько вырос худож ник. Если раньше его интересовали отдель ные мотивы алтайского пейзажа, различные состояния горного ландшафта, то тут ре шена более важная и серьезная задача, создан центральный художественный образ всего горного Алтая. Во вступлении к каталогу выставки ав тор писал об этой картине: «Мощными, каменистыми, пестрыми гря дами раскинулись громады гор. Крупные скаты их глубоко прорезаны ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над темны ми зияющими безднами. За ними уступами к облакам высятся исполинские гребни уте сов. А дальше и выше, над голубой гранью неба, в прозрачной синеве, как рать ска зочных богатырей, стоят великаны —цари гор, кругом раскинувши свои шатры. Гор до подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шле мах их, как драгоценные камни, рубины, изумруды, блестят ледники. Они окаймлены вокруг узором причудливых окал и мощны ми пластами снега. Все вокруг первобытно, грандиозно и ве личаво... Какой везде простор и какая мощь!.. Это ты, заколдованный, угрюмый, цар ственный Алтай! Это ты окутался туманами, которые, как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны. Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и ду маешь свои заветные добрые думы...» Последний период жизни и творчества Г. И. Гуркина ('1917—1937) был также пло дотворным, хотя и нелегким. Эмигрировав в 1919 году в Монголию, а затем в Туву, он быстро осознал свои ошибки и в 1925 году добился разрешения вернуться на ро дину. К этому времени разрозненные ранее племена алтайцев-кочевников были объ единены в Ойротскую автономную об ласть, и художник увидел новую жизнь род ного края. В 1926 году Гуркин участвовал в двух крупных московских выставках. На одной из них произведения живописца увидел А. В. Луначарский и дал им такую оценку: «Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойрот ского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная живопись, я уж не знаю». Высокую оценку получили произведени» Гуркина в столичных газетах и журналах. Важным событием в культурной жизни, нашего края была Первая всесибирская вы ставка и первый съезд художников в Но восибирске (1927). Гуркин не был на съез де, однако его имя неоднократно фигуриро вало в оживленных дискуссиях и спорах, отмечалась значительная роль реалистиче- скогб искусства художника в развитии культуры Сибири. Писателем В. Зазубри- ным было оглашено приветственное письмо- Гуркина съезду. Много сил и времени отдавал Григорий Иванович в эти годы просветительной дея тельности и этнографии. Им выполнено не сколько плакатов, пропагандирующих осед лую жизнь алтайцев, иллюстраций для на ционального букваря и т. п. Продолжал о» работу и по сбору материалов в области духовной и материальной культуры алтай цев. Около 3000 рисунков было передано- в 30-х годах художником в дар местному краеведческому музею. С большим энтузиазмом относился Гур кин к своей педагогической деятельности. У него учились такие известные в Сибири художники, как Н. И. Чевалков, Е. Г. Тю- менцева, Д. И. Кузнецов, в 1932 году при областном музее была организована под его руководством и по его инициативе дет ская художественная школа... «Труд, искусство — моя цель. В труде — моя любовь, мой отдых и моя радость. В нем мое воспитание и благополучие. Твер до, неуклонно иду этим путем»,—таково- жизненное и художественное кредо заме чательного сибирского живописца. После смерти Г. И. Гуркина.1 произведе ния его, к сожалению, не сохранились должным образом (некоторые рассеяны по частным собраниям, другие утеряны). Все го же в творческом наследии незаурядного художника насчитывалось более 5000 про изведений. 1 Г. И. Гуркин был репрессирован в 1937 году и умер в октябре того же года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2