Сибирские огни, 1967, № 10
проникновенно сказано в стихотворении Тютчева: Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась... Гуркиным написана серия произведений, воспевающих бурную стихию горных рек и порогов. ...Картина «Катунь. Морозное утро». Ничто не может остановить могучую и стре мительную горную реку: ни огромные ва луны, ни мороз. Восходящее зимнее солнце с трудом прорывается сквозь мглистый воздух и снежную пыль, заливая дальний лес, реку и клочки снега на валунах жел то-розовым светом. Не менее характерно зрелище небольшо го горного водопада Балык-су («Водопад Балык-су»). По тайге через сваленные стволы деревьев и валуны пробивается ма ленькая горная речушка. На первом плане она отвесно падает вниз, образуя во допад. Мы можем увидеть у Гуркина и ма ленькие горные речки, которые осенью мож но спокойно перейти по тоненькой жердоч ке («Река Иедыгем»), и бурные, мутные потоки, которые с шумом и скрежетом ка тят по дну камни и ободранные стволы (деревьев («Горная речка»). Все здесь пол но стремительного движения. В несколько ином художественном клю че решены картины высокогорных озер. Низко нависшие облака и свинцовые воды Каракольоких озер пробуждают мысли о далеко не так уж ласковой природе гор ного Алтая («Озеро Караколе, «Телецкое озеро»). Удивительно верно подмечено спо койное, величественное и несколько сум рачное состояние высокогорных озер в пасмурные дни и ненастную погоду. Тогда темно-зеленый кедрач бросает в воду сов сем черные тени, облака нависают над ле сом, и горы надвигаются прямо на чело века. Подлинным шедевром в алтайской жи вописи, воспевающей водную стихию, яв ляется картина «Озеро горных духов» (1907 г.). Художнику удалось передать и то сложное состояние, которое испытывал че ловек, глядя на первозданную красоту вы сокогорных озер, и то особое настроение, которое рождалось необычным сочетанием- существующей реальности, переданной ху дожником, и тем фантастическим элемен том, который он привнес в нее. Величественное, зеркально спокойное озеро. Оно только что освободилось ото льда. Лишь несколько искрящихся льдинок плавает по его зеркальной поверхности. Покой. Настороженная тишина... Взгляд наш, скользя по серовато-голубой поверх ности воды, переходит к скалистым бере гам, местами поросшим кедрачом. Далее громоздятся горные громады, на вершинах которых оседают клубящиеся тучи. Колористическая гамма картины выдер жана в благородных серовато-голубых и жемчужных тонах. Целая симфония холод ных серых оттенков создает сильное впечат ление суровой сдержанности. Озеро как бы дремлет в настороженной тишине. И рож дается то необыкновенное чувство, когда пейзаж кажется фоном, на котором вот-вот развернется какое-то невиданное, фан тастическое действие. Эта картина, величе ственная и спокойная, по словам Г. Пота нина, вызывала в человеке «душевное рав новесие». А поэт И. Тачало-в так отозвался об этом своеобразном свойстве гуркинс-кой природы: «Там природа удивляет своей оп рятностью. Тут все чисто и нетронуто». Любил и знал художник и щедрые июньские дни, когда благоухают альпийские луга, и ливни, свалившиеся из-за гор, щед ро орошают алтайскую землю. Интересна в этом отношении картина «Алтай. Го-рная долина». Гуркин верно здесь подметил и передал пластическими средствами своеоб разное переходное состояние в природе. Отшумел летний ливень, и солнышко все смелей проглядывает сквозь уносимые вет ром рваные облака, заливая долину щед рым, летним теплом. Еще скатывается по отрогу горы дождевой поток, а цветы, смятые внезапным ливнем, начинают под ниматься и тянуть свои головки к солн цу. Кустарник и трава еше полны влагой, вся долина радостно и умиротворенно улы бается. По небу бегут «последние тучи рас сеянной бури», кое-где они стелются и по долине. И кажется, что эт;о не тучи, а бе лые барашки, силуэты которых разраста ются и растворяются ¡в воздухе. Привольно, свежо, радостно... По мере накопления знаний и опыта, художник все чаще обращается к монумен тальным композициям. Прошли те време на, когда он был еще в плену у натуры и обязательную для картины обобщенную ясность формы и эмоциональность заменял излишней выписанностью деталей. Раньше, когда он начинал работать на Алтае, то часто жаловался на трудности работы на планере (живопись на открытом воздухе). В одном из писем того времени к Анохину он писал: Не могу схватить дымку, в ко торую одевается горный Алтай в солнечные дни, не удается мне также воспроизвести Алтай в ненастную погоду... Тут он какой- то более сильный и величественный в крас ках и формах». В произведениях «Поздняя осень» («Бом Эзгер-Саяр»), «Вид на Белуху>? Гуркин смело решает задачи панорамной компози ции, прекрасно передает воздушные дали. Особенно это характерно для «Белухи», где дальний план буквально таег, растворяюсь в воздухе и сливаясь с облаками. Про странство не замкнуто, как в произведе ниях 900-х и 10-х годов, а дается импрес сионистический прорыв вглубь. Здесь Гур кин уже далеко отошел от академической 11 Сибирские огни № 10 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2