Сибирские огни, 1967, № 10
(«В тайге», «Напал на след», «Юрты», «Камлание»), Выставка картин художника, по откли кам сибирских газет, имела большой успех, появилась заметка и в столичном журнале «Нива», а неделя, когда экспонировались его произведения, была названа «неделя Гуркина». Часть его произведений была тут же куплена. Успех выставки окрылил алтайского жи вописца. Он с головой уходит в творчество, много путешествует, ообирает этнографиче ский материал, месяцами живет в горах, пишет этюды. Крепнут его связи с передо вой интеллигенцией Сибири. В этот период Гуркин явно тяготеет к Томску, с его университетом, видными учеными, частыми художественными вы ставками. Особенно он сближается с ин теллигенцией, группирующейся вокруг еже недельника «Сибирская новь» и «Томского общества любителей художеств», созданно го по инициативе Г. Н. Потанина и много сделавшего для пропаганды научных и культурных достижений отсталого края (иногда, впрочем, чрезмерно акцентируя са мостоятельность Сибири и противопостав ляя ее общему руслу политического и куль турного развития России). Дружеские свя зи с Потаниным обусловили частые встречи алтайского художника со многими учеными и общественными деятелями Томска. В свою очередь Потанин,. Сапожников, Вейнбврг, художник А. О. Никулин, краевед Вереща гин и др. были частыми гостями в с. Анос1. Вместе с ними Гуркин совершил ряд дли тельных путешествий по Алтаю. Не случайно в этот период у него появилось много про изведений этнографического характера (за рисовки наскальных изображений древних алтайских племен, а также утвари и одеж ды современных алтайцев). Гуркин прекрасно знал устное творче ство своего народа. Сохранилось одно из писем Потанина к С. Ф. Ольденбургу, где оя сообщал, что собирается ехать на Ал тай, что там у него «компания сотрудни ков», которые помогут собрать алтайские сказки, «чтобы можно было представить в этнографический отдел Географического общества целый сборник алтайских сказок в тексте и с именами собирателей на об ложке: Гуркин и Никифоров»1 2. В эти годы неоднократно встречался Гуркин с сибирскими писателями Г. Гре бенщиковым и И. Началовым. В первой половине 10-х годов окрепли его друже ственные связи с В. Шишковым, в то вре мя работавшим по устройству Чуйского тракта в Алтайских горах. В. Шишков был устроителем выставки алтайского художни ка в Томске (1915 г.), а народная песня о Хан-Алтае была впоследствии использова на писателем в рассказе «Прокормим». 1 Анос — деревня на берегу Катуни, где еще до революции поселилась семья Гуркиных. 2 Я. Р. Кошелев. Русская фольклористика Си бири XIX — начало XX вв. Томск, 1962, стр, 185. Сам Гуркин широко использовал сюже ты легенд и сказок не только в живописных и графических произведениях. Не лишен ный литературного дарования, он часто в своих письмах, дневниках, вступлениях к каталогам выставок употреблял меткие на родные поговорки, открывки из песен, об разные выражения. Вот некоторые из них: «Скалы хмурятся, думу думают»; «Загуля ли туманы по Кедровым островкам»; «Шу мит водопад, серебряной лентой спускаясь со окал, как конь богатырский ретивый — весь в брызгах» и т. д. Перу Гуркина при надлежит также несколько очерков, посвя щенных природе и прошлому Алтая. Ряд графических работ Гуркина знако мил зрителя с Алтаем, воспринятым через призму народных сказок и легенд. Образ широко известного в алтайском фольклоре богатыря Сартыкпая находим мы в гра фическом .произведении художника «Леген дарный герой Сартыкпай». Один из вари антов легенды о бурной и непокорной реке Катуни, повествующий о неутешном горе женщины, бросившейся в реку после смер ти любимого мужа, взят в основу другого графического произведения. Мотивы борьбы добрых и злых сил своеобразно претворены в листах «Горный дух», «Битва в долине». Знание алтайского эпоса сказалось так же в книжной графике Гуркина. Им вы полнено по народным мотивам несколько заставок к «Алтайскому альманаху», об ложка к журналу «Сибирский рассвет» и ряд обложек к каталогам своих выставок. В чем же сила произведений художника, почему у его картин и сейчас останавли вается посетитель музея и долго, внима тельно всматривается и ухЪдит, бережно унося воспоминания о тонком и своеоб разном поэте горного Алтая?.. ...Перед нами одно из первых полотен Гуркина — «Оттепель». Кажется, ничего нет особенного в кар тине, изображающей пору ранней весны. Но вглядитесь внимательней в этот тихий уголок сибирского леса. В центре — лож бинка, покрытая жухлой, прошлогодней травой и заполненная стынущей талой во дой. В зеркальной глади ее отражаются сосны и бездонное небо, какое бывает только весной и только на Алтае! Гиган ты-сосны с ветвистыми кронами полукругом обступили ложбину, как бы сберегая ее зимний покой и охраняя от мартовского солнышка. А здесь, внизу, еще царит зим ний сон. Но если мы бросим взгляд даль ше, в глубь леса, то увидим, что на даль ней полянке, где солнце отвоевало свои права, стволы сосен золотятся, как янтарь. И кажется, что по ним бегут живительные и густые вешние соки. Все здесь — и холодная голубовато-се рая вода, и тихая дремотная тишина, еще не разбуженная гомоном птиц, и предчув ствие больших изменений в жизни леса,— создает впечатление трепетного весеннего пробуждения, рождает поэзию самой тон кой и нежной поры года, о которой так 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2