Сибирские огни, 1967, № 10
5. Гражданская доблесть и самоотверженность В период восстановления народного хо зяйства, разрушенного империалистической и гражданской войнами, В. И. Ленин про должал уделять Сибири большое внимание. Он поддерживал тесные и постоянные свя зи с Сиббюро ЦК и Сибревкомом. По его( инициативе ставились и решались многие' вопросы хозяйственного строительства в Сибири. Прежде всего В. И. Ленин сосредоточил внимание партийных и государственных органов края на восстановлении транспор та и увеличении добычи угля. 20 декабря 1920 г. в телеграмме Реввоенсовету Восточ ного фронта и комиссарам железных дорог Востока Ленин потребовал улучшения де ятельности железнодорожного транспорта Сибири и оказания помощи железным доро гам европейской части страны подвижным составом, подчеркнув, что от этого «зависит скорейшее завоевание Советской республи кой прочного почетного мира»1. 26 декабря он отправил телеграмму в Омск, требуя: «Все силы двиньте на ускорение с углем и разгрузкой дороги, равно на охрану имуще ства от расхищения»1 2. Большую роль в преодолении разрухи на транспорте сыграли коммунистические суб ботники, которые В. И. Ленин назвал «ве ликим почином» коммунистического отноше ния к труду. В июле 1920 г. на Омской до роге в субботниках участвовало свыше 19 тыс. человек, из них 3700 коммунистов; на Кулундинской ветке июль был объявлен «красным месяцем»: в субботниках и вос кресниках участвовало 21775 чел., отрабо тавших 43530 часов. На Томской дороге только за одну неделю августа 1920 г. со стоялось 10 субботников по погрузке и раз грузке вагонов и ремонту подвижного со става. Особое значение приобрела охрана же лезнодорожных путей и грузов. Белогвар дейские банды пытались дезорганизовать движение и тем самым сорвать переброску из Сибири продовольствия и топлива. 12 февраля 1921 г. Сибревком издал при каз об охране железнодорожных путей. Ох рана Сибирской железной дороги объявля лась всенародным делом. В специальном об ращении к рабочим и крестьянам Сибрев ком призвал встать на защиту народного до стояния. Вывоз продовольствия из Сибири в евро пейские центры страны зависел от подвозки грузов к железной дороге из глубинных рай онов. Решить эту задачу возможно было при строгом взаимодействии водного и же лезнодорожного транспорта. Совет Труда и Обороны дал указания партийным и совет ским органам Западной Сибири наладить работу речного транспорта и доставку хлеб 1 Сибирский революционный комитет, стр. 121, 2 В. И. Л е н и н . ПСС, т, 51. стр. 101, ных грузов по Иртышу в Омск и по Оби в Новониколаевск — в места пересечения глав ных водных и железнодорожных путей. Героической работой сибиряков и это за дание Центрального Комитета партии и Со ветского правительства было выполнено. 6 декабря 1921 г. Сибревком доложил В. И. Ленину, что «технические возможно- .сти Сибжелдорог за исключением подвиж ного состава, особенно вагонов, годных под погрузку хлеба насыпью, достаточны для выполнения заданий Центра»1. Не менее важное общегосударственное значение имела борьба за уголь. На реше нии этой задачи партийные организации Си бири сосредоточили внимание рабочего клас са. Сиббюро ЦК и Сибревком потребовали от партийных и советских органов безотла гательного ее решения. 2 августа 1920 г. шахтеры Черемховско- го района обратились с письмом к В. И. Ле нину и дали обещание «через миллион пре пятствий, через разруху, голод, болезни» добиться успехов. В ответном письме В. И. Ленин от всей души благодарил рабочих Черемховских ко пей. «Особенно дороги,— писал он,— в ва шем приветствии, товарищи, чувства глубо чайшей уверенности в полной и окончатель ной победе Советской власти над помещи ками, капиталистами и всяческими эксплуа таторами, а также непреклонная твердость и решимость преодолеть все препятствия^ и трудности. Именно в этой твердости рабо чей, трудящейся массы я, как и всякий ком мунист, черпаю уверенность в неизбежной мировой победе рабочих и рабочего дела. С коммунистическим приветом и поже ланиями быстрейшего успеха горячо предан ный вам В. Ульянов (Ленин)»2. В. И. Лепин придавал огромное значение восстановлению и развитию угольной про мышленности Кузбасса. Он принял непос редственное участие в создании и организа ции известной «Автономной индустриальной колонии Кузбасс» («АИК-Кузбасс»), в ко- которой группа иностранных рабочих и ин женеров, совместно с русскими рабочими и специалистами, должна была поднять уголь ную промышленность. Среди многих проблем развития про мышленности в Сибири внимание В. И. Ле нина привлекала проблема золотодобычи.В апреле 1921 г. на заседании Совета Труда и Обороны обсуждался вот,ос о работе Лен ских золотых приисков. Добыча золота на Ленских приисках в 1921 г. из-за недостат ка рабочей силы и расстройства транспорта приостановилась. По поручению В. Лени на секретарь Совета Труда и Обороны Л. А. Фотиева запросила в срочном порядке решение Сибревкома о Ленских золотых приисках. Сибревком считал невозможным организовать там работы. Совет Труда и Обороны принял решение, которое обязыва ло Сибревком обеспечить все необходимые 1 Сибирский революционный ко! итет, стр. 229. 2 В. И. Л е н и н . ПСС. г. 51. стр. 282. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2