Сибирские огни, 1967, № 10

5. Гражданская доблесть и самоотверженность В период восстановления народного хо­ зяйства, разрушенного империалистической и гражданской войнами, В. И. Ленин про­ должал уделять Сибири большое внимание. Он поддерживал тесные и постоянные свя­ зи с Сиббюро ЦК и Сибревкомом. По его( инициативе ставились и решались многие' вопросы хозяйственного строительства в Сибири. Прежде всего В. И. Ленин сосредоточил внимание партийных и государственных органов края на восстановлении транспор­ та и увеличении добычи угля. 20 декабря 1920 г. в телеграмме Реввоенсовету Восточ­ ного фронта и комиссарам железных дорог Востока Ленин потребовал улучшения де­ ятельности железнодорожного транспорта Сибири и оказания помощи железным доро­ гам европейской части страны подвижным составом, подчеркнув, что от этого «зависит скорейшее завоевание Советской республи­ кой прочного почетного мира»1. 26 декабря он отправил телеграмму в Омск, требуя: «Все силы двиньте на ускорение с углем и разгрузкой дороги, равно на охрану имуще­ ства от расхищения»1 2. Большую роль в преодолении разрухи на транспорте сыграли коммунистические суб­ ботники, которые В. И. Ленин назвал «ве­ ликим почином» коммунистического отноше­ ния к труду. В июле 1920 г. на Омской до­ роге в субботниках участвовало свыше 19 тыс. человек, из них 3700 коммунистов; на Кулундинской ветке июль был объявлен «красным месяцем»: в субботниках и вос­ кресниках участвовало 21775 чел., отрабо­ тавших 43530 часов. На Томской дороге только за одну неделю августа 1920 г. со­ стоялось 10 субботников по погрузке и раз­ грузке вагонов и ремонту подвижного со­ става. Особое значение приобрела охрана же­ лезнодорожных путей и грузов. Белогвар­ дейские банды пытались дезорганизовать движение и тем самым сорвать переброску из Сибири продовольствия и топлива. 12 февраля 1921 г. Сибревком издал при­ каз об охране железнодорожных путей. Ох­ рана Сибирской железной дороги объявля­ лась всенародным делом. В специальном об­ ращении к рабочим и крестьянам Сибрев­ ком призвал встать на защиту народного до­ стояния. Вывоз продовольствия из Сибири в евро­ пейские центры страны зависел от подвозки грузов к железной дороге из глубинных рай­ онов. Решить эту задачу возможно было при строгом взаимодействии водного и же­ лезнодорожного транспорта. Совет Труда и Обороны дал указания партийным и совет­ ским органам Западной Сибири наладить работу речного транспорта и доставку хлеб­ 1 Сибирский революционный комитет, стр. 121, 2 В. И. Л е н и н . ПСС, т, 51. стр. 101, ных грузов по Иртышу в Омск и по Оби в Новониколаевск — в места пересечения глав­ ных водных и железнодорожных путей. Героической работой сибиряков и это за­ дание Центрального Комитета партии и Со­ ветского правительства было выполнено. 6 декабря 1921 г. Сибревком доложил В. И. Ленину, что «технические возможно- .сти Сибжелдорог за исключением подвиж­ ного состава, особенно вагонов, годных под погрузку хлеба насыпью, достаточны для выполнения заданий Центра»1. Не менее важное общегосударственное значение имела борьба за уголь. На реше­ нии этой задачи партийные организации Си­ бири сосредоточили внимание рабочего клас­ са. Сиббюро ЦК и Сибревком потребовали от партийных и советских органов безотла­ гательного ее решения. 2 августа 1920 г. шахтеры Черемховско- го района обратились с письмом к В. И. Ле­ нину и дали обещание «через миллион пре­ пятствий, через разруху, голод, болезни» добиться успехов. В ответном письме В. И. Ленин от всей души благодарил рабочих Черемховских ко­ пей. «Особенно дороги,— писал он,— в ва­ шем приветствии, товарищи, чувства глубо­ чайшей уверенности в полной и окончатель­ ной победе Советской власти над помещи­ ками, капиталистами и всяческими эксплуа­ таторами, а также непреклонная твердость и решимость преодолеть все препятствия^ и трудности. Именно в этой твердости рабо­ чей, трудящейся массы я, как и всякий ком­ мунист, черпаю уверенность в неизбежной мировой победе рабочих и рабочего дела. С коммунистическим приветом и поже­ ланиями быстрейшего успеха горячо предан­ ный вам В. Ульянов (Ленин)»2. В. И. Лепин придавал огромное значение восстановлению и развитию угольной про­ мышленности Кузбасса. Он принял непос­ редственное участие в создании и организа­ ции известной «Автономной индустриальной колонии Кузбасс» («АИК-Кузбасс»), в ко- которой группа иностранных рабочих и ин­ женеров, совместно с русскими рабочими и специалистами, должна была поднять уголь­ ную промышленность. Среди многих проблем развития про­ мышленности в Сибири внимание В. И. Ле­ нина привлекала проблема золотодобычи.В апреле 1921 г. на заседании Совета Труда и Обороны обсуждался вот,ос о работе Лен­ ских золотых приисков. Добыча золота на Ленских приисках в 1921 г. из-за недостат­ ка рабочей силы и расстройства транспорта приостановилась. По поручению В. Лени­ на секретарь Совета Труда и Обороны Л. А. Фотиева запросила в срочном порядке решение Сибревкома о Ленских золотых приисках. Сибревком считал невозможным организовать там работы. Совет Труда и Обороны принял решение, которое обязыва­ ло Сибревком обеспечить все необходимые 1 Сибирский революционный ко! итет, стр. 229. 2 В. И. Л е н и н . ПСС. г. 51. стр. 282. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2