Сибирские огни, 1967, № 10

СЛОВО УЧЕНЫМ М. ШОРНИКОВ п р о ф е с с о р В. И. Л е н и н и С и б и р ь З арождение революционных идей, про­ буждение народных масс Сибири под влиянием проникновения марксистского уче­ ния, организация первых революционно­ марксистских кружков среди молодого рабо­ чего класса Сибири, рост революционных сил для борьбы за завоевание и становле­ ние Советской власти в Сибири — все эти этапы неразрывно связаны с великим име­ нем В. И. Ленина и Октябрьской револю­ цией. В. И. Ленин проявлял пристальный ин­ терес к Сибири. Он предвидел, что этот об­ ширный край, занимающий почти половину страны, таит в себе неисчерпаемые экономи­ ческие ресурсы, которые нужно поставить на службу социалистическому строительству. 1. В. И. Ленин о социально-экономическом развитии дореволюционной Сибири В. И. Ленин рассматривал Сибирь как со­ ставную, неотъемлемую часть России, рус­ ского многонационального государства. В «Докладе о революции 1905 года» он гово­ рил: «Россия географически, экономически и исторически относится не только к Европе, но и к Азии»1. В Сибири действовали те же закономер­ ности экономического развития, что и во всей стране. В. И. Ленин в статье «Уроки кризиса» писал о том, что железная дорога открыла Сибирь для капитализма. Сибирская железная дорога прежде все­ го способствовала быстрому заселению края. Если более чем за 200 лет до проведения железной дороги в Сибирь из европейской 1 В. И, Л е н и н . Полное собрание сочине­ ний (в дальнейшем — ПСС), т. 30. стр, 326, части страны переселилось около 2 млн. 300 тыс. человек, то теперь только за одна десятилетие (1897—1908 гг.) население ее выросло на 2 млн. 725 тысяч. Быстрый рост населения способствовал более интенсивному освоению края. Кроме того, железная дорога послужила стимулом в развитии промышленности, особенно уголь­ ной (Кузбасс и Черемхово). Развитие промышленности вело к росту рабочего класса. Наиболее крупные и орга­ низованные отряды рабочего класса сосредо­ точивались на железной дороге, в горноруд­ ной и горнозаводской обрабатывающей про­ мышленности. В 1917 г. на железных доро­ гах Сибири работало до 115 тыс. человек, в горнорудной и горнозаводской промышлен­ ности было занято столько же, в обрабаты- ва(Ьщей промышленности—до 130 тыс. ра­ бочих. Сибирская магистраль вывела из застоя местные города и способствовала превраще­ нию их в крупные центры обрабатывающей промышленности и торговли. Особенно бы­ стро росли Новониколаевск, Омск, Томск, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Ачинск, же­ лезнодорожные станции Барабинск, Тайга, Бийск и другие. Если в 1897 г. в этих горо­ дах проживало 223759 человек, то к 1917 г. население их более чем удвоилось. Началось интенсивное сельскохозяйствен­ ное освоение Сибири. Росли посевные пло­ щади, возрастало производство зерна, уве­ личивалось поголовье скота и выработка продуктов животноводства. В Томской гу­ бернии, например, посевные площади с 1906 по 1910 г. выросли на 740 тысяч десятин. В. И. Ленин, находясь в ссылке, внима­ тельно и глубоко изучал экономику кре­ стьянского хозяйства и психологию сибир­ ского крестьянина. В знаменитой Краснояр­ ской библиотеке Юдина он использовал ряд материалов о развитии сельского хозяйства в Сибири. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2