Сибирские огни, 1967, № 10
СЛОВО УЧЕНЫМ М. ШОРНИКОВ п р о ф е с с о р В. И. Л е н и н и С и б и р ь З арождение революционных идей, про буждение народных масс Сибири под влиянием проникновения марксистского уче ния, организация первых революционно марксистских кружков среди молодого рабо чего класса Сибири, рост революционных сил для борьбы за завоевание и становле ние Советской власти в Сибири — все эти этапы неразрывно связаны с великим име нем В. И. Ленина и Октябрьской револю цией. В. И. Ленин проявлял пристальный ин терес к Сибири. Он предвидел, что этот об ширный край, занимающий почти половину страны, таит в себе неисчерпаемые экономи ческие ресурсы, которые нужно поставить на службу социалистическому строительству. 1. В. И. Ленин о социально-экономическом развитии дореволюционной Сибири В. И. Ленин рассматривал Сибирь как со ставную, неотъемлемую часть России, рус ского многонационального государства. В «Докладе о революции 1905 года» он гово рил: «Россия географически, экономически и исторически относится не только к Европе, но и к Азии»1. В Сибири действовали те же закономер ности экономического развития, что и во всей стране. В. И. Ленин в статье «Уроки кризиса» писал о том, что железная дорога открыла Сибирь для капитализма. Сибирская железная дорога прежде все го способствовала быстрому заселению края. Если более чем за 200 лет до проведения железной дороги в Сибирь из европейской 1 В. И, Л е н и н . Полное собрание сочине ний (в дальнейшем — ПСС), т. 30. стр, 326, части страны переселилось около 2 млн. 300 тыс. человек, то теперь только за одна десятилетие (1897—1908 гг.) население ее выросло на 2 млн. 725 тысяч. Быстрый рост населения способствовал более интенсивному освоению края. Кроме того, железная дорога послужила стимулом в развитии промышленности, особенно уголь ной (Кузбасс и Черемхово). Развитие промышленности вело к росту рабочего класса. Наиболее крупные и орга низованные отряды рабочего класса сосредо точивались на железной дороге, в горноруд ной и горнозаводской обрабатывающей про мышленности. В 1917 г. на железных доро гах Сибири работало до 115 тыс. человек, в горнорудной и горнозаводской промышлен ности было занято столько же, в обрабаты- ва(Ьщей промышленности—до 130 тыс. ра бочих. Сибирская магистраль вывела из застоя местные города и способствовала превраще нию их в крупные центры обрабатывающей промышленности и торговли. Особенно бы стро росли Новониколаевск, Омск, Томск, Барнаул, Иркутск, Красноярск, Ачинск, же лезнодорожные станции Барабинск, Тайга, Бийск и другие. Если в 1897 г. в этих горо дах проживало 223759 человек, то к 1917 г. население их более чем удвоилось. Началось интенсивное сельскохозяйствен ное освоение Сибири. Росли посевные пло щади, возрастало производство зерна, уве личивалось поголовье скота и выработка продуктов животноводства. В Томской гу бернии, например, посевные площади с 1906 по 1910 г. выросли на 740 тысяч десятин. В. И. Ленин, находясь в ссылке, внима тельно и глубоко изучал экономику кре стьянского хозяйства и психологию сибир ского крестьянина. В знаменитой Краснояр ской библиотеке Юдина он использовал ряд материалов о развитии сельского хозяйства в Сибири. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2