Сибирские огни, 1967, № 9
в нем только недолгих сорок семь дней, бес славно уступив город новому хозяину, чье имя начертано на чудовищном брюхе броне-- носца, неколебимо ставшего у вокзала: «Пролетарий»... В начале рецензии я поторопился выде лить «Жизнь господина де Мольера» среди прочих произведений Булгакова как. наиме нее «личное». Это, пожалуй, не совсем так. Прав В. Лакшин, написавший в предисло вии к «Избранной прозе»: «Это не жизне описание, исполненное бесстрастно-объек тивной рукой биографа и хрониста. Эго очень личная книга». Так же, как и в пье сах «Мольер» («Кабала святош»), «Послед ние дни» («А. С. Пушкин»), «Багровый остров»,— Булгаков рассматривает в романе положение художника в обществе. Судьба Мольера была трагична — ему грозило даже полное забвение: сгинули все до единой его рукописи и письма, треснула и развалилась могильная плита, исчез самый его прах. Но Мольер явился потомству, воплощенный в бронзе, в бессмертии своих произведений. «Вот он! Это он — королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет!» Эти слова, которыми кончается «Жизнь господина де Мольера», мы вправе повто рить сегодня и о самом Булгакове. Терпели во и самозабвенно писал он всю жизнь — и большею частью ’«в стол», иногда, впрочем, не выдерживая, уничтожал рукописи,— сов сем, как его мастер в строгой шапочке, за гнанный в сумасшедший дом дружными уси лиями критиков Латунского и Аримана и литератора Мстислава Лавровича. «Извест но, например,— поясняет в послесловии к первой части «Мастера и Маргариты» А. Ву- лис,— что сожжение рукописи в романе...— факт из истории самого романа «Мастер и Маргарита». Роман этот, вышедший теперь в двух номерах журнала «Москва», был делом жиз ни Булгакова и его художественным заве щанием. При всей внешней сложности, мозаичности даже, нарочитой многопланово сти, столкновении как 'будто бы взаимоис ключающих стилевых начал, «Мастер иМар гарита» — необычайно стройное, я бы ска зал, математически, выверенное создание. Различные, враждебные начала в нем урав новешивают и поддерживают друг друга, враждуя и отрицая, остаются, однако, не разрывны. Уже в этом принципиальное от личие булгаковского романа от известной сатирической дилогии И. Ильфа и Евг. Петрова. Роман «Мастер и Маргарита» со здавался в прямой полемике с так называе мой «одесской школой» (молодой В. Ката ев, И. Ильф, Евг. Петров, Ю. Олеша). Не талантливое «обличение» или «высмеива ние» каких-то сторон злободневной действи тельности (это шло попутно, мимоходно, «заодно»), но глобальная мысль о человеке и человечности, о смысле жизни и смысле творчества как содержания жизни, о добре и зле как исключительно конкретных кате гориях,— вот что двигало Булгаковым-ро- манистом. Иными словами, сатирик и философ, гу манист и фантаст, подножный реалист и надзвездный мечтатель являли собой раз ные лики единого, мощного творческого на чала, осмысляющего жизнь. Ни один из них не существов'ал в чистом, беспримесном виде. Разве, например, булгаковский ранний рассказ «Роковые яйца» (1925), написан ный, по словам М. Горького, «остроумно и ловко», только сатира? Вглядываясь в ту манные дали истории, Булгаков, подобно некоторым своим знаменитым современни кам, отдал дань пессимизму и усталости, опять-таки не столько в злободневном, сколько в философском, концептуальном ос мыслении эпохи. Но не о том ли самом пи сал, скажем, чуть раньше Булгакова, в сти хотворении «Загадка Сфинкса» (1922) умуд ренный Валерий Брюсов: Об иных вселенных молча гласят нам Мировые войны под микроскопами. Но мы меж ними —в лесу лосята, И легче мыслям сидеть за окнами..« Все в той же клетке морская свинка, Все новый опыт с курами, с гадами..* Но пред Эдипом разгадка Сфинкса, Простые числа не все разгаданы. Именно «опыт с курами, с гадами», ког да под чудодейственным красным лучом, случайно открытым профессором Персико вым, вместо слоноподобных бройлеров ожи вают гигантские рептилии, позволяет Булга кову в небольшом рассказике напомнить о громадной сложности и непредугадываемо- сти последствий при поспешном и механик ческом вторжении в бесконечный и таинст венный мйр — мир основ природы и челове ка (ведь вот и загадка Сфинкса о глав ном— о человеке...). В романе «Мастер и Маргарита» песси мизм, олицетворяемый всесильным сата ной— доктором черной магии Воландом и его слугами, отступает перед нравственной и творческой мощью личности. Побежден ный внешними обстоятельствами мастер (как и обреченный на казнь Иешуа — Хри стос) остается не сломленным внутренне. Вот почему после его физической смерти неотвратимо начинается его новая, вторая и уже только духовная жизнь: «Тотчас пред грозовой свет начал гаснуть в глазах у ма стера, дыхание его перехватило и он по чувствовал, что настает конец... все окру жавшее мастера в подвале окрасилось в черный цвет, а потом и вовсе пропало. Он упал навзничь и, падая, рассек себе кожу на виске об угол доски бюро... ...мастер поднялся, огляделся взором жи вым и светлым и спросил: — Что же означает это новое?., вы нас убили, мы мертвы... — Ах, помилуйте,— ответил Азазелло,— вас ли я слышу? Ведь ваша подруга назы вает вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы?,Это смешно!..» Мастер не может исчезнуть, умереть, быть проглоченным забвеньем, как не умер 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2