Сибирские огни, 1967, № 9

фе»’. Помню, я случайно «зацепился» гла­ зом за строчку в раскрытой соседом книжке. Это было мастерское описание операции и переживаний молодого врача: у цветущей красивой женщины, попавшей в мялку, не­ обходимо было срочно отнять ногу: «За ме­ ня работал только мой здравый смысл, под­ хлестнутый необычностью обстановки. Я кругообразно и ловко, как опытный мясник, острейшим ножом полоснул бедро, и кожа разошлась, не дав ни одной росинки крови., «Сосуды начнут кровить, что я буду де­ лать?» — думал я и, как волк, косился на груду торзионных пинцетов. Я срезал гро­ мадный кус женского мяса и один из сосу­ дов — он был в виде беловатой трубочки,— но ни капли крови не выступило из него... Торзионные пинцеты висели гроздьями. Их марЛей оттянули кверху вместе с мясом, и я стал мелкозубой ослепительной пилой пи­ лить круглую кость. «Почему не умирает?.. Это удивительно... ох, как живуч человек!..» — Живет...— удивленно хрипнул фель­ дшер. Затем ее стали подымать, и под просты­ ней был виден гигантский провал — треть ее тела мы оставили в операционной». Я узнал наконец в руках у соседа кни­ жечку из серии «Огонька», где выходят обычно новинки современной литературы. «Кто бы это мог быть? — мучился я.— Ну, кто бы это мог написать?» Но тут мой со­ сед закрыл книжку, и я увидел твердое ли­ цо на обложке и надпись: «М. Булгаков. Записки юного врача». Даже и в этих рассказах-очерках, пред­ назначавшихся ведомственным журнальчи­ кам типа «Медицинского работника», в пол­ ной мере обнаружился булгаковский талант исключительной наблюдательности и остро­ ты описаний. И еще: глубокая «личност- ность», характерная и для других его про­ изведений. Заметьте, в сборнике прозы Бул­ гакова, за исключением «Жизни господина де Мольера», все несет на себе печать очень личного, прямо автобиографического — не только «Записки юного врача» (отражаю­ щие живые впечатления самого Булгакова, который, как и Чехов, с гордостью носил звание «лекаря») или «Театральный роман» (где легко расшифровываются псевдонимы писателей, режиссеров, артистов, восстанав­ ливаются события литературной жизни той поры), но даже и «Белая гвардия». В самом деле, сколько автобиографиче­ ского, «вспоминательного» в этом романе, скажем, в эпизодах, описывающих профес­ сорскую семью Турбиных (вспомним, что' отец Булгакова был профессором Киевской духовной академии), их уютную квартиру с зеленым абажуром за кремовыми штора­ ми. И с какой сыновней нежностью вызы­ вал писатель в памяти Киев — город своей юности. Однако лирическая, чеховская ин­ тонация,— одна из составляющих в романе. Подобно «Хождению по мукам» А. Н. Тол-1 1 Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита, «Москва», 1966, № 11; 1967, № I. стого, «Белая гвардия» посвящена судьбам русской интеллигенции в годину революции и гражданской войны. Против воли оказа­ лась семья Турбиных в водовороте истори­ ческих событий, наблюдая великое бегст­ во — сверху вниз, по огромной карте, на которой наискосок начертано «Российская империя». «Бежали седоватые банкиры со своими женами, бежали талантливые дельцы, оставившие доверенных помощников в Мо­ скве... Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные, алчные, трусли­ вые. Кокотки. Честные дамы из аристокра­ тических фамилий. Их нежные дочери, петер­ бургские бледные развратницы с накрашен­ ными кармином губами. Бежали секретари директоров департаментов, юные пассивные педерасты. Бежали князья и алтынники, по­ эты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров». В сатирических то­ нах Булгаков запечатлел то, что уже в эми­ грации Аркадий Аверченко назовет «кипя­ щим распадом». Впрочем, есть одна сила, для которой и'герои, и автор делают исклю­ чение: русское офицерство. И не просто офицерство,— но среднее, боевое, служилое, во все войны поставлявшее беззаветных ка­ питанов Тушиных, обманываемое и преда­ ваемое генералитетом и штабными жулика­ ми и теперь оказавшееся на пути восстав­ шего народа. Вот он, источник трагедии в романе (сходный, между прочим, с трагеди­ ей Григория Мелехова): герои его — доктор Турбин, поручик Мышлаевский, подполков­ ник Малышев, полковник- Най-Турс,— все отмеченные личными доблестями, верностью своим сословным идеалам, обречены, став лицом к лицу с силой, победить которую невозможно и которая несет с собой исто­ рическую правду. В отличие от А. Н. Толстого. Булгаков и не помышляет изображать прозрение за­ щитников старых устоев. Все его внимание сосредоточено на непримиримом конфликте двух миров. Был уютный турбинский дом, киевская гимназия, электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке. Были германские ок­ купанты в металлических тазах. «И было другое — лютая ненависть. Было четыреста тысяч немцев, а вокруг них четырежды со­ рок раз четыреста тысяч мужиков с сердца­ ми, горящими неутоленной злобой. О, мно­ го, много скопилось в этих сердцах». Пусть гнев украинского крестьянства временно привел его под знамена националиста Пет­ люры, конечная цель — земля народу, рас­ права с помещиками и буржуями — остает­ ся тою же. И когда у киевского музея гиб­ нут невесть за что подростки-кадеты и зе­ леные юнкера,— это история вершит свой кровавый суд. Я не знаю, зачем и кому это нужно. Кто послал их на смерть не дрожащей рукой...,— оплакивал их бессмысленную гибель свиле- тель тех же событий Александр Вертинский. Но вступившие в Киев петлюровские синие жупаны и смушковые шапки хозяйничали 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2