Сибирские огни, 1967, № 9
Но все почему-то хотелось, чтоб ветер ломился в окно... Отчаянье? Молодосто? Смелость? Не знаю. Не все ли равно. Приведенные стихи взяты из последнего сборника Ст. Куняева «Метель заходит в город»1, но такие или подобные им строки можно встретить и в предыдущем сборнике -автора, вышедшем года четыре назад. По казательны в нем уже названия: «Транзит ные пассажиры». «А все еще гудят вокза лы», «Возвращение»... Здесь часто говорят о скорости, утверждают ее и Еоспевают. Другие страны начинали с быта. Бытуют в этом быте до сих пор. А мы счастливей. Нам хотелось —быстро. Давай, на третью скорость жми, шофер! Это — из сборника «Звено». В новой книге читаем иное: Надоело мне на скооостях жить, работать... Скажи мне на милость. транссибирская жизнь, в гролях,— надоела твоя торопливость! А дальше — упоминание о возрасте — «середине жизни». Усталость? Разумеется, дело сложнее: наступила пора более спо койного, а потому и результативного осмыс ления пережитого. Поэт еще не раз простит ся с «родным порогом» и скажет доброе •слово о «романтиках и мореманах», но и все чаще задумается... Я жил до сих пор торопливо. Я думал, что правильно жил Я делал дела терпеливо. куда-то спешил и спешил. И вот уже можно не бегать. Пора! — говорят поезда. И вот уже можно поехать. Куда? Неизвестно куда. В какой-то момент, оказывается, можно ощутить бесцельность движения вдаль, в неизвестность дорог и предпочесть ему... движение к самому себе, «к началу, к ут реннему свету». Это тоска по гармоничности, цельности бытия, и о ней стихи: «Не верю, чтобы подошла...», «Прилег, позабылся и стал вспоминать...», «Не то чтобы жизнь надоела...», «Я сбросил маску смеха нако нец...» Отнюдь не безукоризненные, порой несколько прямолинейные, они тем не менее должны быть выделены, так как являются ядром сборника, его душой Подобные мо тивы, естественно, звучат не у одного С. Ку няева, но у пего они ограничены и по-особо- му мужественны, хотя и воспринимаются иногда сквозь призму определенных литера турных ассоциаций. Тут нет ни тени кокет ства своей болью или раздвоенностью, сво ей импозантной «сложностью», не за бывающей ни на минуту о производимом ею впечатлении. Когда лирический герой его стихов хочет слиться с морем, лесом, тиши ной, когда он вдруг ощущает, как ненавйст-* * С. Куняев. Метель заходит в город. М., •«Сов. висатель», 1966. ны ему суетность и раздробленность мысли, то это правдиво, действительно всерьез. Об раз веющей над городом метели заглянул в книгу недаром и присутствует даже в таком светлом стихотворении, как «Живем мы недолго — давайте любить...» Нельзя не привести здесь целиком небольшое, но до вольно характерное стихотворение. Я не завидую актерам — талантам, гениям, которым всю жизнь приходится играть, то воскресать, то умирать. Сегодня площадной оратор, назавтра —царь,, вчера —лакей... Должно быть, портится характер. Игру закончив, лицедей, должно быть, с каждой новой ролью, со щек румяна соскребя. все тяжелей, все с большей болью приходит медленно в себя. И удивительно, что рядом с отличными стихами в сборнике встречаются сырые, ху дожественно незавершенные, зарисовочные («С утра болела голова...», «Городской парк», «Стояло с полсотни домов...» и т. д.). Как часто, сделав вначале неплохую заявку, намекнув на нечто значительное, артор за тем не находит в себе достаточно решимости ее реализовать и кончает торопливой скоро говоркой. Легковесна концовка стихотворе ния «Слева Псков, справа станция Дно...», и потому толковать ее можно и в таком смысле, какого поэт, вероятно, не предпола гал.. А лаконичная миниатюра «Я выходил на виадук...» испорчена слишком лобовой за ключительной строкой. Нетрудно указать и стихи, в которых автобиографизм, интим ность не подняты на уровень искусства, най дутся в них и неотшлифованные образы, и вялые рифмы. Если вспомнить опять-таки предыдущий сборник автора, то он пред ставится более выдержанным и поэтически звонким. Безусловно, в интонационно-ритми ческом отношении стихи С. Куняева выгля дят теперь более самостоятельными. По-пре жнему ему чужды фальшь и щегольство об разными находками. Но выходят из-под его пера и строки, невольно воспринимающиеся как своего рода заготовки, чья действен ность слишком коротка и ограниченна... Основным же своим пафосом сборник убеждает, зовет с собою, и все его достоин ства и изъяны нужно измерять высокой ме рой поэтической зрелости. О л е г М и х а й л о в ПРОЗА БУЛГАКОВА Проза Булгакова, наследовавшего много образные — чеховские и гоголевские, пуш кинские и гофмановские — традиции, креп ка, воистину, «как спирт в Полтавском што 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2