Сибирские огни, 1967, № 9
сильна. Скажем, мало ли написано о твор честве И. Эренбурга периода войны. Одна ко исследователи его творчества, и в том числе автор этих строк, ни словом не об молвились о цикле поэм Эренбурга под об щим названием «Свобода» (поэмы называ лись «Париж», «Прага говорит», «Варя» и «Наступление»). Произошло так не из-за неведения, а потому, что, как справедливо пишет А. Павловский, «они оказались засло ненными обильной и яркой публицистикой писателя». Как это верно и как глубок вы вод, сделанный автором из анализа поэм Эренбурга, которые «в известном смысле явились как бы зерном, стихотворным кон спектом или, вернее, творческим предчув ствием будущих известных романов писа теля — «Буря» и «Девятый вал». Оказыва ется, можно читать и читать. Ни одни из авторов работ об Эренбурге не заметил этих, казалось бы, очевидных связей. Очень интересно рассматриваются в кни ге некоторые произведения (в частности, Б. Ручьева, А. Ахматовой, В. Луговского), созданные во время войны, но по разным причинам ставшие известными позже. Хотя они и не были фактами тогдашней литера турной жизни, исследователь считает, что, поскольку в этих стихах и поэмах сказались закономерности нашей поэзии тех лет, есть все основания рассмаривать их наряду с другими в общем анализе литературного процесса. Эта точка зрения, на мой взгляд, нуждается в уточнении. С одной стороны, конечно, учитывать эти произведения необ ходимо. С другой же, нельзя не видеть раз ницы между тем, что стало достоянием об щества в те же дни, и тем, что может слу жить лишь подтверждением определенных концепций. Рецензируемая книга в известной мере итоговая. Характерно, что она вышла после нескольких работ критика, в которых он также немало писал о поэзии военных лет. Именно при обращении А. Павловского к этой теме анализ оказывался наиболее глу боким, сгиль — ярким. И вот тут в Самый раз сказать о творческом облике критика, о личности его, отразившейся в книгах. Мы делаем это обычно лишь в применении к поэту, прозаику, драматургу. Не пытаемся понять, какую печать накладывает жизнь критика на всю его работу. Между тем у А. Павловского, ленинградского подростка блокадной поры, свой счет войне. Вот по чему, когда он пишет о радиовыступлениях О. Берггольц («я хорошо помню, как она сказала»), это свидетельство очевидца, как- то изнутри освещает весь его очерк о ее творчестве. Критик не видел отступающей армии по дорогам Смоленщины, но он жил среди людей героического города, знал его муку и гордость и потому мог так понять стихи К. Симонова. Все это вовсе не означает, что автор глух к другим темам. В сборнике статей А. Пав ловского «Поэты-современники» (1966), на пример, дан блестящий анализ натурфило софской поэзии Н. Заболоцкого, там же сде ланы интересные наблюдения над поэмами В. Луговского и Б. Ручьева. В книге об Ан не Ахматовой, также вышедшей в прошлом году, тема «поэт и Родина» находит све жее, оригинальное толкование. Очень вни мательно прочитал критик последние стихи Ахматовой, показал, что неверно, как это порой делали, рассматривать ее творчество, как нечто застывшее, не связанное со вре менем. Критик утверждает, что время по- своему вошло в строгий классический стих поэтессы, чье имя и творчество является гор достью нашей литературы. Как мы видим, интересы критика разно сторонни, и удач у этого плодотворно ра ботающего литератора немало. Все же луч шее у А. Павловского пока — это военные страницу. Здесь к литературному умению, я бы сказал, таланту, прибавляется тот жизненный опыт, который делает его рабо ты большим, чем просто литературный ана лиз. Вполне закономерно, что в итоговой ра боте критика отразилось многое из того, что он делал раньше. Когда это касается определенных выводов, то здесь не грех и повторить, обобщить уже сказанное. К со жалению, однако, автор в ряде мест обиль но процитировал свои прежние работы. Ду маю, что у А. Павловского не было в этом необходимости. Последние книги А. Павловского, их на учный уровень и литературное мастерство позволяют нам утверждать, что он сейчас один из крупнейших наших критиков. Очень бы хотелось, чтобы такой критик, работая над очередной книгой, не забывал и о пе риодике, повседневном участии в литера турном процессе. А. К л и т к о МЕРОЙ ЗРЕЛОСТИ Станислав Куняев давно миновал тот рубеж, за которым о человеке, пишущем стихи, говорят как о профессионале, хотя печатался не часто и не обильно. Но он и запомнился именно своей любовью к речи неторопливой и обдуманной. И еще — уме ньем создать атмосферу непринужденной беседы, живого и свободно льющегося диа лога. Поэт много ездит, многое видит («Пол жизни прошло на вокзалах...» — сказано у него). Да и не будь этого признания, все равно легко уловить в его стихах беспо койную «жажду пространства». Неизведан ность дорог манит, заставляет пренебрегать преимуществами спокойного образа жизни. А было бы проще прост- го без всяких нелепых затей однажды поверить на слово кому-то из умных людей. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2