Сибирские огни, 1967, № 9
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ А. X а й л о в ПРИТЯЖЕНИЕ РОДНОЙ ЗЕМЛИ «Над полями дрожал зной, трещали в траве кузнечики. Красный разлив клевера мельтешил в глазах. Глаза заливало потом, и Антон то и дело утирался сгибом руки. Стрекотала косилка, лошади часто оста навливались, мотали головами, отбиваясь от оводов». Это запечатленное в четырех строках деревенское трудовое лето выду мать невозможно, как нельзя придумать певучей речи бабки Колоколены, суровой судьбы Клавдии, разлученной с женихом. Этой художнической верностью жизни от личается едва ли не каждый рассказ Васи лия Белова: они порожаюг точностью сло ва, психологической остротой, серьезностью содержания. Сравнительно недавно опубликовал Бе лов рассказ «На росстанном холме» — о женщине-колхознице, потерявшей на войне мужа (он пропал без вести), но все еще не оставившей какой-то смутной надежды на его возвращение. Страшно понять, что надежды эти тщетны. «Нет, не придет уж,— решает Мария, вспоминая прожи тое.— Нет, видно уж. Не придет ни завтра, ни после...» Мария, причитающая по мужу на росстаном холме, как-то невольно напо минает нам плачущую на стенах Путивля Ярославну. И мы понимаем смысл этой переклички — он в верности чувства, в поэ тически переданной силе притяжения родной земли, в глубине погружения художников в течение народной жизни. Василия Белова трудно представить без родного края, без почвы, его взрастившей, без северных деревень и угоров, лесов и рек, где протекало его детство, где научил ся он тонко чувствовать народное слово. Писатель исходил сельские проселки не ради поисков романтического сюжета. Он никогда не льстит своим героям: они просто не нуждаются в этом Поэтому, на верно, и сами краски художника — особен но и последнем его сборнике «Тиша да Гриша»1— скорей обычны, чем ярки, напо минают краски северной неброской приро ды, да и сами повести и рассказы его на званы буднично спокойно: «День за днем», «Деревня Бепдяйка», «Прежние годы». Но спокойствие Белова— не умиротво ренность. Эго состояние особой сосредо точенности, которое позволяет раскрыть человека в испытаниях и конфликтах ост рых и серьезных Вот гибнет один из ге роев беловских рассказов, гибнет в резуль тате трагического недоразумения от руки своего же бывшего однополчанина. Худож ник остро ставит проблему доверия, он рассказывает о жизни солдата, о верности его родной земле, о судьбе, которая близка судьбе Андрея Соколова. Вот вместе с лесным обходчиком Андреем Петровичем мы обнаруживаем убитого лося и почти уверены, что это дерзкое браконьерство дело рук соседнего мужика — «жмота» Копыто («В лесу»). Но лося убил знакомый обходчику' добрый многосемейный инвалид Христя Ивойлов не потому, что позарился на даровщину, а потому что толкнула нуж да. В таких острых ситуациях проза Бело ва выявляет свой тонкий психологический рисунок, свой нравственный смысл. Как быть с Христей? В глубоком раздумье, с опущенной головой уходит прочь лесник, а перед глазами его, как живые, стоят «пла чущие Христины ребятишки». Интересны повести Белова. Они менее всего энциклопедичны, они вырастают из рассказов, как бы продолжая их по харак теру, по гону, по чувству родной, земли. Повести отчетливей намечают художниче ский путь Белова. Первая повесть писателя «Знойное лето» напоминает его стихотворный зачин (Белов писал стихи и поэмы). Здесь много места занимают отношения комсомольского сек ретаря Суховинова с приехавшей на лето а 1 Василий Белов. Тиша да Гриша, М., «Сов. писатель», 1966. 12 * 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2