Сибирские огни, 1967, № 9
изображение гражданской войны в Сибири в творчестве И. Гольдберга существенно рас ширяет их представление об историческом событии. Особенный интерес вызывает цтношение крестьян коммуны «Майское утро» к рома ну Ф. Панферова «Бруски», первая часть которого появилась в 1928 году (отдельное издание 1929 года). Это любопытно еще по тому, что судили о нем горячие сторонники коллективной жизни, создавшие свою ком муну еще в 1920 году. В 1928 году, когда они читали .роман «Бруски», они уже знали, что такое коллективное хозяйство, как его вести, как его отстаивать, как за него бо роться. Известно, что свою коммуну они обороняли от кулаков и прокулацких эле ментов с оружием в руках. Известно, что они в числе первых ощупью искали наибо лее гибкую систему руководства коммуной и наиболее справедливую систему распреде ления продуктов коллективного труда. Из вестно также, что не всегда разумно помо гали им в этом новом и сложном деле, не сразу сами они находили нужные решения. Во всяком случае, история рождения и мно голетнего существования коммуны «Майское утро», как она отражена в очерке С. Лебе дева, в воспоминаниях С. Титова и А. То порова, в письмах коммунаров, изобилует и драматическими событиями и свидетель ствует о действительном росте благосостоя ния коммуны, росте сознания крестьян, ро сте их культуры. Интересно рассказывает об этом А. То поров в своих еще не опубликованных вос поминаниях. Коммунары начали строить свою совместную жизнь, когда разруха и голод душили всю страну. «Многие верх- жилинцы сидели на мякине, пухли с голоду и умирали. И перед «майскими» коммуна рами встал грозный вопрос: как выжить?» Они нашли разумный ответ на этот вопрос вопросов тех лет. И А. Топоров свидетель ствует: «Первый год жизни коммунаров был временем их упорного труда буквально от зари до зари. Труд этот вызвал изумле ние даже у врагов коммуны и зажимал их злобствующие рты». «Добрая молва пошла по окрестным се лам, понесла по крестьянским избам хоро шее слово о коммунарах, заманчивую све жесть новой жизни,— вспоминает отец кос монавта Степан Титов в книге «Два дет ства».— Не ради праздного любопытства начали заглядывать одиночки. Расспраши вали, прикидывали хозяйским взглядом, со ображали, куда гнет эта линия. Поехали экскурсии из дальних деревень. Захотелось увидеть небывалое, запомнить и попробо вать у себя. Гостеприимные коммунары ра ды показать плоды рук своих — поля, засе янные сортовыми семенами, свинарник, где поселились тугие розовые слитки чистопо родных поросят, общественный огород — сад с заманчивой россыпью малиновых ягод, яшмовыми узорами арбузных горобов». Я отсылаю желающих подробнее озна комиться с характером жизни коммунаров «Майского утра» к книге С. Титова, а сей час хочу напомнить, что коммунары читали роман «Бруски» Ф. Панферова в ноябре 1928 года. К этому времени роман печа тался и в газете и в журнале, вышел отдель ным изданием в «Роман-газете», о нем сразу же заговорили, о нем появились мно гочисленные положительные отклики, а 2& июня 1928 года в «Правде» опубликована рецензия А. В. Луначарского, заявившего, что «роман Панферова — это художественное произведение и не плохое». Судя по отдельным высказываниям крестьян, они знали об отношении критики к этому произведению, посвященному сов ременной им деревне, первым шагам кол лективизации и все-таки не приняли его. Их отзывы были резкими, не всегда, как над лежит, аргументированными, нередко наив ными по методу анализа, что ли. Но это было дружное отрицание романа, эмоцио нальное неприятие его как нужного для деревни двадцатых годов произведения. Можно сослаться на авторитеты А. Лу начарского или А. Серафимовича и другие авторитеты, хорошо отзывавшиеся о рома не и в первый год его появления и много лет спустя, и сказать, что крестьяне ошиб лись, что они не разобрались в художест венных достоинствах романа, не учли поли тической атмосферы, которая диктовала поддержку любому произведению, показы вающему, как накануне начала сплошной коллективизации деревня, по словам А. Лу начарского, «все же прогрессирует в нашу сторону». Можно было сделать и так, как поступили в 1930 году «Сибирские огни», объявив А. Топорова злонамеренным подст рекателем крестьян против коллективизации, только на том основании, что сам он был невысокого мнения о романе Ф. Панферова. Или так, как поступил «виновник» дискус сионного события — Федор Панферов. В 1930 году на диспуте о романе он заявил:' «Есть другая критика, критика, враждебная самой идее произведения, критика Лежнева, критика учителя из коммуны «Майское утро» Топорова, который работает исключи тельно в угоду «деревенского идиотизма» («Октябрь», 1930, № 12, с. 242). Время — хороший испытатель различных истин, провозглашаемых людьми. Поэтому, спустя почти сорок лет, мы можем легко объяснить, почему так поступали критики, исследователи и сам Ф. Панферов. Но не худо бы также спокойно объяснить, почему это начитанные, коллективно живущие кре стьяне, которым в первую очередь была адресована книга Ф. Панферова, не поняли ее, не разобрались в ней и не приняли ее себе на вооружение. Если сейчас внимательно, без предвзя тости прочитать замечания крестьян о ро мане «Бруски», повторяю, не всегда спо койные и объективные, то обнаружим, что по главной проблематике романа — о борь бе крестьян села Широкого где-то на Волге за свое коллективное хозяйство— крестьяне коммуны «Майское утро» в Сибири выска 17&
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2