Сибирские огни, 1967, № 9
провести отчетливый водораздел между на чалом осуществления одной задачи и кон цом другой, определить, когда А. Топоров переставал «создавать» читателей и начи нал их «изучать». Видимо, водораздел этот так же расплывчат и неуловим, как был бы он неуловим и в нашей, так сказать, все общей социальной педагогике, возьмись мы сегодня же за изучение своего читателя. Всей мощью нашей образовательной и вос питательной системы, нашей пропаганды знаний и этических требований к человеку социалистического общества, нашей газетно- журнальной и книжно-издательской практики и тому подобными целевыми воздействиями на сознание и чувства человека мы ежеднев но и непрерывно с о з д а е м своего чита теля. Беда только в том, что мы, в отличие от А. Топорова, не изучаем его так, как он этого давно заслуживает. А это обстоятель ство, естественно, отражается на эффектив ности наших воспитательных усилий. Учитывая все привходящие обстоятель ства— и то, что’ А. Топоров сам создал своего читателя, и то, что он, следовательно, активно влиял на него и систематичностью чтения, и своим отбором произведений, и мастерским чтением, и своим объяснением основ литературной теории; учитывая, что мы имеем дело с необыкновенно начитан ным для той среды читателем, все-таки на до признать, что с момента появления пер вых топоровских записей ощутимо дал о себе знать в советской стране новый чи т а т е л ь . Среди многочисленных первых откликов на появление записей А. Топорова выделя ется, на мой взгляд, статья Н. Трунева, так и озаглавленная'— «Новый читатель» («Си бирские огни», 1929, № 5, с. 143— 159). Он отметил в ней, что читатель этот ныне ра стет из года в год как в деревне, так и го роде, только вот знаем мы его, к сожале нию, плохо. Н. Трунев довольно подробно охарактеризовал топоровских читателей с тем, чтобы обосновать свое положение. Он обратил внимание на то, что это люди тру да, того труда, который «наполняет их жизнь» и «обусловливает их отношение ко всему, в том числе и к литературе». Хотя «большинство крестьян,—продолжает Н. Тру нев,— до сих пор мелкие собственники», он не заметил в рассуждениях коммунаров и «следов собственнической, индивидуалисти ческой психологии», наоборот, он видит, что они коллективисты, общее гвенники и даже «самый факт своих бесед» они рассматрива ют как «дело общественно нужное и полез ное». Потом он отмечает их тягу к знаниям, к чтению, превратившемуся в потребность, рождение хозяйского отношения к уже на копленным культурным ценностям и самостоятельность в суждениях, обуслов ленные в конечном счете осознанием значи тельности и необходимости творимых ими социальных перемен в стране. Выходит, что А. Топоров, обучая грамо те крестьян, прививая им культуру чтения, расширяя их кругозор, влиял на них и тем самым в создавшихся советских условиях способствовал бурному росту сознания кре стьян, росту их самостоятельности. Теперь мы знаем, что этот родившийся в первые годы Советской власти и непрерыв но растущий в социалистическом обществе «новый читатель» в кратчайшие сроки на удивление всем странам и народам неви данно увеличил тиражи книг, журналов, га зет. Счет сегодня идет не на сотни и тысячи экземпляров, как раньше, а на сотни тысяч и миллионы. За годы Советской власти вы рос многомиллионный читатель новой фор мации и самых различных категорий. Изучая читателя-крестьянина двадцатых годов, А. Топоров избрал всего-навсего один способ — чтение и запись мнений крестьян о прочитанном или прослушанном. Ясно, что это не единственный и не универсальный метод изучения читателя, тем более, что сам читатель не остается с течением времени фигурой неизменной. Известны и другие по пытки проникнуть в его «тайное тайных». Но теперь совершенно очевидно, что никто, кроме А. Топорова, не делал этого с такой методичностью и последовательностью. Те перь совершенно очевидно, что проблема читателя, без которого, по сути дела, ли тература не существует и немыслима огром ная газетно-книжная индустрия, приобрела чрезвычайное значение, и мы не имеем пра ва заниматься кустарничеством в правиль ном ее разрешейии. Наступила пора научно разработать целый комплекс мер по изуче нию современного читателя, которые осуще ствлялись бы с такой же методичностью, последовательностью и длительностью, как это делал А. Топоров. Не пора ли создать институт общественного мнения, где наряду с другими проблемами решалась бы и про блема нового читателя социалистических стран? 3 Суждения топоровских крестьян сразу же были включены в текущую литератур ную критику, а затем и в литературоведение. В наше время все чаще и чаще можно встретить ссылки на высказывание коммуна ров «Майского утра» то в статье о литера турном процессе, то в монографии о творчестве писателя. Полагаю, что участив шееся обращение исследователей к записям А. Топорова — явление правомерное, потому что нигде в другом месте мы пока не най дем к о л л е к т и в н о выработанного суж дения о художественных книгах людьми • крестьянского труда. Мы можем не согла шаться — да и было бы ошибкой канони зировать их приговоры,— но не учитывать их, вероятно, уже нельзя. Какие же взгляды выработали крестьяне под руководством своего учителя А. М. То порова? Вопрос может показаться странным, по тому что крестьян в коммуне было много и у них, безусловно, были индивидуальные 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2