Сибирские огни, 1967, № 9
идей и устремлений, воплощенных в обра зах лучших творений человечества. Затем это опыт изучения читателя, по тем временам самого многочисленного и не доступного обследованию,— чнтателя-кре- стьянина, который только вчера был почти поголовно неграмотен и о книге имел в большинстве случаев весьма смутное пред ставление, питая свою потребность в худо жественном освоении мира в фольклоре, в музыке, преимущественно тоже фольклор ной, в танцах и пляске, в религиозных обря дах. Наконец, этот опыт, появившись в виде книги читательских мнений о современной литературе со всякого рода размышления ми и теоретическими обобщениями проде ланной работы, стал явлением литературы, занял сдое место в литературном процессе конца двадцатых и начала тридцатых годов и тем самым стал фактом активного учас тия в совершавшихся тогда литературных и нелитературных боях. Иначе и быть не могло! Шутка ли ска зать, что все мы, критики и некритики, нередко клялись именем народа, подчас го ворили не иначе, как от имени народа, при сягали верой и правдой служить народу, а тут, можно сказать, сам народ загово рил, да еще по-своему, смело, метко и об разно, в высшей степени оригинально, не ожиданно и, в конце концов, требователь но, по-хозяйски. Говоря о пропагандистском опыте А. Топорова, видимо, надо признать, что читка художественных произведений в больших, более или менее постоянных ра бочих и колхозных коллективах была впол не приемлемой и доступной формой пропа ганды литературы. Вероятно, следует согла ситься и с тем, что для достижения нужной цели в этом направлении необходимо, по меньшей мере, три главных условия: про водить чтения постоянно и длительное вре мя, опираться в отборе произведений на мировую классику, читать хорошо, почти артистически. Тут сразу может посыпаться множество недоумений, требований и даже приказов, как это и случилось в тридцатых годах. В те далекие теперь времена А. Топорова обвиняли во всех смертных грехах и преж де всего в объективизме. Обвиняли его еще и в том, что он якобы не любит, не при знает современную текущую советскую ли тературу и потому не читает ее крестьянам, а если читает, то внушает им неуважи тельное, резко отрицательное к ней отно шение. Даже тот факт, что Адриан Митро фанович, п®всеобщему признанию коммуна ров, «прекрасный чтец», ставили ему в вину на том основании, что он «может увлечь массу, куда захочет». Дошло до того, что ему просто п р и к а з а л и прекратить чте ния. Между тем эти условия, которым А. Топоров практически следовал, включа ют в себя самое необходимое, что потре буется от любого, пожелавшего взяться за эту работу. Обвинители не замечали, что весь гвоздь проблемы не в декларациях на правления, а в личности чтеца. Ведь хорошо прочитать — это значит хорошо понять про изведение и хорошо, следовательно, объ яснить его слушателям. Ведь постоянно читать — это значит постоянно общаться с людьми, глубже узнавать их, лучше пони мать друг друга, быстрее находить общий язык при разговоре о прочитанном. А та кой разговор абсолютно неизбежен, если читатель-слушатель взволнован и чтец не автомат, отбывающий повинность, а лицо зрелое, заинтересованное и убежденное в необходимости и полезности взятого на се бя дела. Чтобы по достоинству оценить текущую литературу, к которой увлеченный чтением человек обязательно придет, необходимо исходить не из словесных формул крите риев прекрасного в литературе, о которых мы, кстати сказать, до сих пор не можем договориться, а из непосредственных впе чатлений от образцовых произведений ис кусства, т. е. позволить слушателю самому в своих суждениях опираться «а испытан ную временем классику. Таким образом, будет не навязываться определенное отно шение к произведениям искусства, а выра батываться, причем активно, творчески, возможно, через столкновение различных представлений и мнений. Суть в том, что читатель-слушатель, особенно взрослый, оо своим богатым жизненным опытом и мно гогранными связями с жизнью, вправе тре бовать доверия к себе и уважения к его сложившемуся или складывающемуся ду ховному миру. Без этого доверия и уваже ния мы рискуем не услышать подлинный голос народа, на авторитет которого очень любим ссылаться. Из такого характера пропаганды лите ратуры и вытекает возможность с доста точной степенью объективности изучить читательские интересы той социальной группы, в которой пропагандист проводит работу. А. Топоров в своей многолетней деятельности чтеца художественной литера туры среди крестьян решал двуединую за дачу: воспитывал читателя и одновременно ставил опыт его изучения. Скажут: как же это возможно воспиты вать (разумеется, в определенном духе) и в то же время соблюдать принцип «стро жайшего беспристрастия», настаивать на объективности своего исследования? Но сколько бы мы ни задавали вопросов, вполне законных с точки зрения формаль ной логики, в действительности нам никуда не уйти от того бесспорного факта, что А. Топорову, прежде чем приступить к из у ч е нию массового деревенского чита- теля-слушателя, потребовалось с о з д а т ь его. В неграмотной и полуграмотной среде он и не мог поступить иначе. Кого бы он стал изучать, если читателей тогда даже в большой деревне можно было пересчитать по пальцам? Однако попробуйте в таких условиях 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2