Сибирские огни, 1967, № 9
Это топоровское действенное участие во всей жизни деревни потребовало от него иного подхода к школе, к проблемам воспи тания. Он довольно быстро приходит к убеждению, что школе нужна органическая •связь теоретической учебы с производи тельным трудом, а воспитание детей и, осо бенно, всего народа должно строиться на пробуждении в каждом человеке его твор ческих сил, его собственной инициативы, его самостоятельности. Он исходил из по ложения, что коммунарский, т. е. комму нистический труд — это труд свободный, творческий, с полной самоотдачей в целях максимальной его производительности на благо всего общества. Это побуждало учи теля искать способы воспитания целена правленной самостоятельности в суждениях, •в поступках, в поведении. По свидетельству ученика Адриана Митрофановича С. П. Ти това, он был «следопытом детских душ», постоянно искал, на «что может отозваться детская душа», и «ради этого делал все возможное», а Г. Блинов, знавший Топоро ва в двадцатых годах, так о нем и напи сал: «Он в каждом человеке искал искорки таланта». Коммуна «Майское утро» вплоть до 1929 года процветала. Теперь есть все основания утверждать, что это было обусловлено и новым коллективным укладом жизни, хо рошей самоуправленческой организацией коммунарского хозяйства и разносторонней культурно-массовой работой А. Топорова. Учитель будил творческую инициативу кре стьян. В библиотеке коммуны были книги До кучаева, Костычева, Вильямса, разные брошюры и журналы по сельскому хозяй- сту, и они не лежали на полках «мертвым капиталом» при существовавшей в то вре мя системе пропаганды сельскохозяйствен ных знаний. Коммунары внимательно сле дили за нашумевшим тогда спором Виль ямса с Тулайковым, который окончательно убедил их в преимуществах травополья для •хозяйства коммуны. Изучив книги о молоч ном животноводстве, коммунары решили заменить местных малоудойных коров по родистыми. Они выстроили для них теплый двор, кормили по научно разработанным нормам, и через несколько лет у них обра зовалось отборное стадо высокопродуктив ных коров. Так же улучшили они у себя породы свиней, овец, хорошо поставили ко неводство, без электричества, на керосино вых лампах устроили инкубатор. В Коси- хинском районе не сеяли мак, не знали по мидоров и арбузов,— коммунары первыми успешно провели опыты... По коммунарским полям пошел первый в районе трактор, коммунары решительно механизировали все, что возможно было в то время механизи ровать... В мою задачу не входит перечислять то, •что было сделано коммунарами, это нас далеко бы увело, я лишь напоминаю о том, что коммунары по собственному почи ну с подлинно хозяйской рачительностью в короткий орок заметно повысили культуру производства, создали образцовое хозяй ство. Важно отметить при этом, что именно из коммуны «Майское утро^ вышли хоро шо подготовленные руководители и органи заторы крупных хозяйств,, что именно ком мунары из «Майского утра» после 1929 года, когда уже давало себя знать руковод ство сверху по шаблону, активно ему со противлялись, отстаивая свое право жить по законам.самоуправления, по экономиче ски выгодному хозяйственному расчету, ко торый ныне приобрел, наконец, полные пра ва гражданства. Тогда их действия кое-кто презрительно называл «топоровщиной», а теперь следует восстановить справедли вость и назвать это плодотворным топоров- ским влиянием, влиянием подлинно народ ного учителя и посоветовать современным учителям действовать на селе, в колхозах и совхозах, по-топоров-сюи, т. е. заинтере сованно, творчески отыскивая в новых условиях новые методы культурно-массовой и общественно-политической работы. Нельзя думать, однако, что учитель А. Топоров все тогда делал образцово, не совершал од .;бок, не придерживался под час неверных, опрокинутых жизнью взгля дов, не действовал прямолинейно и кате горично. Так, однажды он написал полеми ческую статью, в которой доказывал, что пора бы заменить школьные учебники школьной газетой (см. «Просвещение Си бири», 1930, № 1, с. 98— 102). Он был ини циатором реформы правописания в русском языке, удивительно напоминающей ту, ко торая недавно была единодушно отвергнута нашей общественностью. Статья А. Топоро ва называлась решительно: «Долой бал ласт!» (см. «Просвещение Сибири», 1929, №2, с. 92—98). В ответе критикам на кни гу «Крестьяне о писателях» (см. журнал «Земля советская», ¡1932, № 9, с. 142) он сам сформулировал ее недостатки, часть из которых ныне им самим справедливо пре дана забвению. Словом, он был сыном своего времени, случалось, и сплеча рубил, и был излишне самонадеян, скор на вы воды, но в главном, что я и попытался как- то определить, он оставался убежденным советским просветителем, народным учите лем, у него и тогда было и сегодня есть чему поучиться. 2 Так чему же учит нас опыт А. М. То порова, который наиболее ощутимо скон центрирован им в его нашумевшей книге «Крестьяне о писателях»? Прежде всего, это плодотворный опыт систематической, заинтересованной и широ чайшей пропаганды художественной лите ратуры, опыт воспитания эстетических вку сов народа на выдающихся образцах лите ратуры мира, опыт воспитания нового человека через усвоение им всего богатства 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2