Сибирские огни, 1967, № 9
бытия скорее полетом в космос Германа Титова, справедливо назвавшего Адриана Митрофановича своим «духовным дедом», чем соображениями научной и практической необходимости. И в этом своем качестве книга оказалась, несомненно, полезной: мы непосредственно убедились, какую большую культурную работу проделал А. Топоров. Он сразу стал человеком известным, его показывают в киножурналах, о нем гово рят по телевидению и радио, много и под робно пишут в газетах, издают воспоми нания, а в 1905 году в Барнауле вышла книга В. Гусельникова «Счастье Адриана Топорова». Институту Читательских Мнений, ра зумеется, необходимо учесть появление то- поровских записей именно сегодня (ежели такой Институт развернет, наконец, свою работу), но для того, чтобы полнее понять их роль и значение в литературе двадца тых годов, в развитии нашей культуры, в борьбе за воспитание нового человека, ко торую мы ведем вот уже почти полвека, надобно вернуться и к первому изданию книги А. Топорова, ставшей библиографи ческой редкостью, и к тем записям его, ко торые затерялись в периодической печати более чем тридцатилетней давности или еще просто нигде не опубликованы. При этом я хотел бы обратить внима ние на такой парадоксальный факт. Все очень и очень сожалеют, когда узнают, что у А. Топорова во время войны погибло чуть ли не три тома таких записей. Однако те, что не погибли, спокойно отсеиваются, не принимаются в расчет по весьма шатким соображениям. Если перед нами действительно «уни кальный», «необыкновенный» труд, то от славословий в честь его. автора пора бы перейти к самому обыкновенному его изу чению.1 1 Работа А. Топорова — это просветитель ский опыт, который надо осваивать, про пагандировать, брать на вооружение. Чтобы разобраться в сущности этого опыта, сле дует кратко напомнить кое-какие факты биографии А. Топорова, поговорить о его педагогических взглядах, потому что, не сомненно, Адриан Митрофанович прежде всего учитель, а потом уже общественный деятель, селькор, журналист, исследова тель. Я не буду подробно рассказывать его биографию, заинтересованных отсылаю к книге В. Гусельникова. Но хочу подчерк нуть, что к учительству А. Топоров гото вил себя с того момента, как поступил в Каллинскую учительскую второклассную школу, т. е. с '1905 года. А когда познако мился с революционером-народовольцем Л. П. Ешиным и ощутил влияние этого разносторонне образованного человека, он начал сознательно готовиться к учительской миссии — много читает, думает, совершен ствуется в игре на скрипке, берет уроки сценического искусства и т. п. В 1915 году Адриан Митрофанович сам приходит к ин спектору народных училищ Барнаульского уезда и просит направить его учителем в одно из самых глухих мест. Так двадцати- чегырехлетний А. Топоров попадает в се ло Верх-Жилннское, Косихинского района, Алтайск(}го края. Здесь несколько примечательных фак тов: молодой человек круто изменил свою жизнь, он по убеждению, добровольно едет в «глухое село» и обучает там не только детей, но и взрослых, иначе сказать, «про зорливо» приступает к осуществлению то го, что после Октября будет составной ча стью культурной революции. К 1920 году А. Топоров имеет десятилетний стаж педа гогической работы на селе, из своего опыта знает, что такое борьба с кулачеством и поповщиной, участвует в партизанском движении против Колчака; в том же 1920 году он помогает энтузиастам-крестьянам организоваться в коммуну «Майское утро» и становится у них учителем. Если сейчас беспристрастно присмот реться к тому, что делал учитель А, М. То поров в коммуне «Майское утро», то пра вомерно сказать, что он был там истинным просветителем, упорно н творчески ищущим новые формы культурной работы на селе. Кроме школы для детей, которую комму нары создали прежде всего, работали лик без и школа повышенной грамотности, си стематически (это обстоятельство надо подчеркнуть) проводились политинформации и начно-популярные лекции, учителем были организованы хор, оркестр, драмкружок, снова систематически велась читка художе ственной литературы. Драмкружок ставил десятки различных произведений, преиму щественно классических, и даже выезжал по приглашению в друпие села. В коммуне, конечно же, при участии учителя выходила стенгазета, шла антирелигиозная работа, шла борьба за бытовую культуру через санкружки, санкомиссии и т, п. В те годы для людей деревни все было вовым — и коммуна с ее незнакомой организацией труда и распределением полученных про дуктов, и быт, который, они чувствовали, не може,т быть похожим на прежний, н школа, отбросившая старые методы и прие мы обучения и воспитания, и всякая дру гая культурно-массовая работа, ранее на селе никому не ведомая. В ходе этой работы выяснилось, что А. Топоров не только хорошо подготовил себя к деятельности сельского учителя, но еще и обладал счастливым характером — он был энергичен, напорист, инициативен, он умел и предлагать новое и осуществлять его практически, а если требовалось, то и доказывать его необходимость на собрани ях, конференциях, в печати. Он был дере‘ венским активистом, влезал во все поры крестьянского существования, стремясь об легчить, улучшить жизнь коммунаров. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2