Сибирские огни, 1967, № 9
КЕ»1ИТ1ИК/1 Н. ЯНОВСКИЙ А д р и а н Топоров и его кни га „ К р е с т ь я н е о п и с а т е л я х “ В 1963 году в Новосибирске вторым из данием появилась книга А. М. Топорова «Крестьяне о писателях». Первое было осу ществлено еще в 1930 году в Москве и имело подзаголовок: «Опыт, методика и образцы крестьянской критики современной художественной литературы». А впервые несколько записей мнений крестьян из ком муны «Майское утро» Алтайокого края бы ли опубликованы А. Топоровым в 1927 году (в бййской газете «Звезда Алтая» от 27.У, 3,119.\т1, Ю.УШ и в журнале «Сибирские огни» № 6); затем на протяжении 1928— 1932 годов в журналах «Сибирские огни», «Настоящее», «Земля советская» печатают ся новые и новые записи, вокруг которых, особенно после выхода книги, разгорается яростная полемика. В те годы многие писатели и критики отзывались о работе А. Топорова очень высоко. А. М. Горький в письме к В. Я- Зазуб рину: «Пошлите мне Вашу книгу «Два ми ра»; интереснейшую беседу слушателей о ней я читал, захлебываясь от удоволь ствия» (М. Горький и советская печать. «Архив М. Горького», т. X, кн. 2. М., 1965, с. 350). В. Зазубрин, который первым должен был решить, печатать в «Сибирских огнях» записи и статьи А. Топорова или нет, писал Адриану Митрофановичу 8 ноября 1927 года: «Я только на праздниках смог как следует посмотреть Вашу работу. Конечно, она необычайно ценна. Читал я ее как са мую увлекательную повесть или роман» (См. книгу А. Топорова «Крестьяне о писа телях», Новосибирск, 1963, с. 242). Критик Д. Тальников: «В интересном исследовании А. Топорова наш писатель, если бы хотел поглубже связаться с эпо хой и читателем, мог почерпнуть многое полезное для себя» («Красная новь», 1928, № 11, с. 231). Критик и литературовед Н. Трунев: «Во всяком случае, то, что сделано т. То поровым, представляется большим шагом в будущее, светлым обещанием» («Сибирские огни», 1929, № 5, с. 143). Выдающийся просветитель и библиограф А. Рубакин писал А. Топорову в '1930 году из Лозанны: «Ваша замечательная книга ценна ее внутренней честностью. Потому она и особенно поучительна. Она откроет глаза многим и многим на настоящую роль и значение и на социальное назначение ли тературы» (См. книгу А. Топорова «Кре стьяне о писателях», Новосибирск, 1963, с. 252). Но именно в это время над головой А. Топорова начали сгущаться тучи. Поле мика развивалась бурно и приобретала под час весьма неожиданное направление. До статочно напомнить об одном простом жи тейском факте. А. Топоров, вынужденный защищаться, с горечью писал, что в ре зультате накалившихся страстей и в печа ти и в районе, где учитель читал кресть янам художественные произведения, он вот «уже десять месяцев как безработный», а читка романа Е. Пермитииа «Капкан» и запись мнений о нем проводилась «неле гально», во всяком случае, под страхом неминуемой кары от рук районного на чальства. Защищаться, разъяснять свою позицию было крайне необходимо и потому, что учи теля сняли с работы, оставили без средств к существованию, и потому, что его книга «Крестьяне о писателях» расценивалась уже как хитрая вылазка замаскировавшегося классового врага, который «тонко ведет свою линию» и «умело... протаскивает от имени крестьян свои «чистосердечные взгля ды» («Сибирские огни», 1930, № 8, с. А15). • Да, это был тот же самый журнал «Си бирские огни», который в течение 1927—■ 1929 годов печатал записи А. Топорова, под держивал его. Исторически этот эпизод в жизни журнала объясняется довольно *ро- 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2