Сибирские огни, 1967, № 9

вершает еще и обратный путь — от сцены снова в жизнь. . Полетте Годар хотелось иметь яхту. Тайком от Полетты Чаплин купил ее. А в одно прекрасное утро сказал Полетте, что капитан ях 1 ы приглашает их обоих на зав­ трак. Как гости, они церемонно всходят на палубу. А потом Чаплин открывает секрет: яхта их собственная, они тут совсем не гости. Еще занятней эпизод с браслетом. Уне, жене Чаплина, очень понравился в ювелир­ ном магазине бриллиантовый браслет. Но цена была высока. Уна решила отказаться от покупки. По выходе из магазина, когда они уже сели в машину, Чаплин, вынув из кармана браслет, нервно зашептал: — Поторопись! Гони, как можно бы­ стрей! Мне удалось его стащить, пока он тебе показывал другие браслеты. Уна погнала машину, все время повто­ ряя с ужасом: — Зачем ты это сделал? Вдосталь насладившись эффектом, Чап­ лин успокоил ее. Он ничего не крал. Все произошло как нельзя проще. Воспользо­ вавшись тем, что она рассматривает другие драгоценности, он незаметно купил у юве­ лира браслет. Самым честным образом. Чаплину семьдесят семь лет. Возраст со­ лидный, но у мастера так много еще творче­ ских сил, столько физического и нравствен­ ного здоровья, что это еще не зима и даже не поздняя дождливая осень. Это золотая осень, благодатное время сбора плодов. А урожай на редкость богат. И в личной и в творческой жизни. Чудесная жена. Во­ семь несомненно одаренных детей. И как основной общезначимый итог всего прой­ денного пути — восемьдесят один фильм, добрая половина которых известна всему миру. Есть чему порадоваться. Но как ни хорошо бывает человеку, все же, когда у него шуршат под ногами опав­ шие листья, он нет-нет да и задумается о смысле жизни. «Вечные» мысли приходят порой и к Чаплину. Общеизвестно, что лю­ дям вообще свойственно переносить на экран Вселенной земные свои неурядицы. Чаплир всю свою долгую жизнь прожил в мире, (где царит хаос. Хаос конкуренции, кризисов, массовое крушение надежд, сча­ стливые взлеты отдельных . судеб. Такая зыбкая почва очень способствует произра­ станию агностицизма. Трудно, конечно, го­ ворить о философских взглядах Чаплина, как о чем-то сложившемся и определенном, хотя он и читал Платона, Локка, Канта, Шопенгауэра. По своему мироощущению, житейскому опыту он скорей всего агно­ стик с некоторым креном в сторону фиде­ изма. Вот кое-что из его высказываний по вопросам бытия. «Я верю, что счастье и несчастье прино­ сит случайный ветер, как облака в небе. Я не верю ни во что и ничего не отрицаю... Чем старше я становлюсь, тем все боль­ ше занимают меня вопросы веры... Я ду­ маю, что вера есть продолжение нашего разума, за пределами очевидного, она — тот ключ, который открывает непозна­ ваемое... Я верю в непознаваемое, в то, чего мы не можем понять разумом; верю и в то, что в царстве непознаваемого существует без­ граничная сила, направленная к добру». Нельзя сказать, чтобы все это было по­ следовательно и логично. Если во Вселен­ ной действительно есть такая добрая сила, тогда почему же человеческие судьбы за­ висят от случайного ветра? Но не будем особенно придираться к художнику. Главное ведь совсем не в этом. Вопреки этому скепсису, Чаплину хочется верить, что и во всем мироздании есть какие-то великие нравственные устои. Очень может быть, что при такой мысли ему, ро­ мантику и гуманисту, легче бороться за истину и справедливость на нашей грешной земле. А он за них борется. «Я поджигатель мира»,— заявил он Вашингтону. И это были не слова. Мировая общественность высоко оцени­ ла деятельность «поджигателя». Ему была присуждена Международная премия мира. Принимая почетный диплом премии, Чап­ лин сказал: «Я польщен и счастлив получить на­ граду. Я не стал бы утверждать, что мне известно, как нужно решать проблемы, угрожающие миру, но я знаю, что нации никогда не разрешат этих проблем в атмо­ сфере ненависти и недоверия, и тем более не разрешит их угроза сбросить атомные бомбы... Мы должны взять на себя обяза­ тельства вернуться к тому, что является естественным и здоровым в человеке— к духу доброй воли, которая служит основой всякою вдохновения, всякого творчества, всего, что есть в жизни прекрасного и бла­ городного»... (Жорж Садуль Жизнь Чарли). В настоящее время Чаплин работает над новым фильмом под названием «Княж­ на из Гонконга». Это уже восемьдесят вто­ рой его фильм. Знаем мы о нем пока очень мало. Знаем только, чю в фильме снима­ ются сын и три дочери Чаплина, а сам он выступает в эпизодической роли официан­ та. Сценарий, режиссура, музыка к филь­ му — все по-прежнему делается Чаплином. Говорят, что он все так же энергичен, взы­ скателен, интересен в работе. Лишний раз подтверждается старая истина: над гени­ ем время не властно. Но это уже выходит за пределы про­ читанной нами книги. Закрывая ее, неволь­ но думаешь: Власть гения! Какая это все-таки хоро­ шая власть! Кричать на тебя она не кри­ чит, кнутом не помахивает, насильно верить не заставляет, а народ слушается, любит... Да еще как! Чудесная власть!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2