Сибирские огни, 1967, № 9

И все же Чаплин, как видите, достигает этого. Наперекор «системе». Не верить ему, право, нет никаких оснований. Что же тогда остается сказать? Очень немного. То, что Чаплин — гений, личность неповто­ римая. А такие люди далеко не всегда счи­ таются с общепринятыми системами и за­ конами, как бы хороши они ни были. Мно­ гое они делают по-своему, отвечая только своим глубоко субъективным требованиям и привычкам. Читал ли Чаплин труды Станиславско­ го? Изучал ли их основательно? Едва ли. Но общее представление о «системе» он, несомненно, имеет. И как же к ней отно­ сится’ А так же, как и к другим системам и школам. И с уважением, и с некоторым скептицизмом. Что ж, говорит он, «каждая школа ак­ терской игры имеет свои достоинства». И дальше: «Станиславский, например, стре­ мился к «внутренней правде», что, как я понимаю, означает — «быть им», вместо то­ го, чтобы «играть его». А это требует проникновения в образ: актер должен по­ бывать в шкуре льва или орла, должен обладать способностью почувствовать ду­ шу образа и точно знать, как он должен реагировать на любое конкретное обстоя­ тельство. Научить этому нельзя». Вот здесь-то мы и не согласны. Поче­ му нельзя? Нельзя научить таланту. Он, как говорится, от бога. И если нет его, ни­ какие системы не помогут, сколько их ни изучай. Волшебные родники творчества га­ зированной водой не заменишь Они жи­ вут не только в разуме, но и в таинствен­ ных глубинах подсознательного. Все это так. Но можно разумно пользоваться сво­ им талантом, управлять им. Осторожно и вдумчиво подойти к род­ нику, разгрести вокруг него ветром нане­ сенный песок, расширить и углубить рус­ ло. И делать это не от случая к случаю, а систематически, ежедневно, перед каждым выходом на сцену. И тогда произойдет то, что называется вдохновением. Молчавший до тех пор волшебный родник вдруг заго­ ворит. Он вырвется наружу, забьет клю­ чом, легко и свободно потечет по своему руслу. Совершенно сознательным путем подой­ ти вплотную к тайнам подсознательного, снять с них железный засов, расколдовать и выпустить на волю — не в этом ли, в ко­ нечном счете, заключается суть системы Станиславского? До выхода на сцену Чаплин нервничает, - изматывает себя вконец. Но вот он уже на съемке. Всякое напряжение снято. Нача­ лось творчество. Чаплин создает образ Как же он делает это? Полагаясь только на свое «нутро», на темперамент, на полет фантазии? А если «нутро» сегодня не в ду­ хе, если фантазия возьмет почему-либо да и скиснет? Чаплин работал над фильмом «Малыш». В роли самого малыша у него, как известно, выступал четырехлетний ребенок Джекки Ку. ган. В фильме есть эпизод, когда малыш замахивается, чтобы бросить камень в ок­ но. Сзади к нему подкрадывается полицей­ ский. Заметив его, малыш делает вид, буд­ то безобидно играет камнем. И уходит от полицейского. Чаплин объясняет Джекки, как надо вести себя во время этого эпизода. Преж­ де всего он обращает его внимание на фи­ зические действия, на их логику и после­ довательность. — У тебя в руках камень; ты смотришь на окно; прицеливаешься; отводишь руку назад, но касаешься мундира полисмена; касаешься его пуговиц, смотришь и ви­ дишь его самого; тогда ты подкидываешь камень, будто играешь, затем отбрасыва­ ешь его и не спеша уходишь, а потом пус­ каешься бежать со всех ног. А дальше Чаплин рассказывает: «Он (Джекки Куган) репетировал эту сцену три или четыре раза. В конце концов мальчик был абсолютно уверен в каждом движении, а с уверенностью пришло чув­ ство. Другими словами, движения вызвали чувство». Вы слышите? Но это же и есть система Станиславского. Возможно, сам того не зная, Чаплин репетировал по методу Конс­ тантина Сергеевича. И удивительного здесь ничего нет. Все дороги ведут в Рим. По ходу картины Джекки должен был заплакать. Полицейские забирали его в работный дом. Но Джекки никак не хотел плакать. Он смеялся и шалил. Тогда отец сказал ему, что, если он не заплачет, его на самом деле отправят в работный дом. Джекки залился слезами, что и нужно бы­ ло для репетиции. После съемки эпизода Чаплин, желая утешить Джекки, у кото­ рого лицо было еще мокро от слез, ска­ зал ему: — Мы тебя никому не отдадим. В ответ ребенок шепнул: — Я знаю. Папа говорил понарошку. Опять по системе Станиславского! Ко­ му из работников искусства незнакомы эти простые, мудрые, проникновенные слова: «...Творчество начинается с того момен­ та, когда в душе и воображении артиста появляется магическое творческое «если бы». Пока существует реальная действи­ тельность, реальная правда, которой, есте­ ственно, не может не верить человек, твор­ чество еще не начиналось. Но вот является творческое «если бы», т. е. мнимая, вооб­ ражаемая правда, которой артист верит так же искренне, но с еще большим увле­ чением, чем подлинной правде. Совершенно так же, как вериг ребенок в существование куклы и всей жизни в ней и вокруг нее. С момента появления «если бы» артист пе­ реносится из плоскости действительной, реальной жизни в плоскость иной, создава­ емой, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить». Джекки Куган живо представил себе, что он находится в работном доме. Так жи­ во, что горько заплакал. Заплакал слезами 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2