Сибирские огни, 1967, № 9
И все же Чаплин, как видите, достигает этого. Наперекор «системе». Не верить ему, право, нет никаких оснований. Что же тогда остается сказать? Очень немного. То, что Чаплин — гений, личность неповто римая. А такие люди далеко не всегда счи таются с общепринятыми системами и за конами, как бы хороши они ни были. Мно гое они делают по-своему, отвечая только своим глубоко субъективным требованиям и привычкам. Читал ли Чаплин труды Станиславско го? Изучал ли их основательно? Едва ли. Но общее представление о «системе» он, несомненно, имеет. И как же к ней отно сится’ А так же, как и к другим системам и школам. И с уважением, и с некоторым скептицизмом. Что ж, говорит он, «каждая школа ак терской игры имеет свои достоинства». И дальше: «Станиславский, например, стре мился к «внутренней правде», что, как я понимаю, означает — «быть им», вместо то го, чтобы «играть его». А это требует проникновения в образ: актер должен по бывать в шкуре льва или орла, должен обладать способностью почувствовать ду шу образа и точно знать, как он должен реагировать на любое конкретное обстоя тельство. Научить этому нельзя». Вот здесь-то мы и не согласны. Поче му нельзя? Нельзя научить таланту. Он, как говорится, от бога. И если нет его, ни какие системы не помогут, сколько их ни изучай. Волшебные родники творчества га зированной водой не заменишь Они жи вут не только в разуме, но и в таинствен ных глубинах подсознательного. Все это так. Но можно разумно пользоваться сво им талантом, управлять им. Осторожно и вдумчиво подойти к род нику, разгрести вокруг него ветром нане сенный песок, расширить и углубить рус ло. И делать это не от случая к случаю, а систематически, ежедневно, перед каждым выходом на сцену. И тогда произойдет то, что называется вдохновением. Молчавший до тех пор волшебный родник вдруг заго ворит. Он вырвется наружу, забьет клю чом, легко и свободно потечет по своему руслу. Совершенно сознательным путем подой ти вплотную к тайнам подсознательного, снять с них железный засов, расколдовать и выпустить на волю — не в этом ли, в ко нечном счете, заключается суть системы Станиславского? До выхода на сцену Чаплин нервничает, - изматывает себя вконец. Но вот он уже на съемке. Всякое напряжение снято. Нача лось творчество. Чаплин создает образ Как же он делает это? Полагаясь только на свое «нутро», на темперамент, на полет фантазии? А если «нутро» сегодня не в ду хе, если фантазия возьмет почему-либо да и скиснет? Чаплин работал над фильмом «Малыш». В роли самого малыша у него, как известно, выступал четырехлетний ребенок Джекки Ку. ган. В фильме есть эпизод, когда малыш замахивается, чтобы бросить камень в ок но. Сзади к нему подкрадывается полицей ский. Заметив его, малыш делает вид, буд то безобидно играет камнем. И уходит от полицейского. Чаплин объясняет Джекки, как надо вести себя во время этого эпизода. Преж де всего он обращает его внимание на фи зические действия, на их логику и после довательность. — У тебя в руках камень; ты смотришь на окно; прицеливаешься; отводишь руку назад, но касаешься мундира полисмена; касаешься его пуговиц, смотришь и ви дишь его самого; тогда ты подкидываешь камень, будто играешь, затем отбрасыва ешь его и не спеша уходишь, а потом пус каешься бежать со всех ног. А дальше Чаплин рассказывает: «Он (Джекки Куган) репетировал эту сцену три или четыре раза. В конце концов мальчик был абсолютно уверен в каждом движении, а с уверенностью пришло чув ство. Другими словами, движения вызвали чувство». Вы слышите? Но это же и есть система Станиславского. Возможно, сам того не зная, Чаплин репетировал по методу Конс тантина Сергеевича. И удивительного здесь ничего нет. Все дороги ведут в Рим. По ходу картины Джекки должен был заплакать. Полицейские забирали его в работный дом. Но Джекки никак не хотел плакать. Он смеялся и шалил. Тогда отец сказал ему, что, если он не заплачет, его на самом деле отправят в работный дом. Джекки залился слезами, что и нужно бы ло для репетиции. После съемки эпизода Чаплин, желая утешить Джекки, у кото рого лицо было еще мокро от слез, ска зал ему: — Мы тебя никому не отдадим. В ответ ребенок шепнул: — Я знаю. Папа говорил понарошку. Опять по системе Станиславского! Ко му из работников искусства незнакомы эти простые, мудрые, проникновенные слова: «...Творчество начинается с того момен та, когда в душе и воображении артиста появляется магическое творческое «если бы». Пока существует реальная действи тельность, реальная правда, которой, есте ственно, не может не верить человек, твор чество еще не начиналось. Но вот является творческое «если бы», т. е. мнимая, вооб ражаемая правда, которой артист верит так же искренне, но с еще большим увле чением, чем подлинной правде. Совершенно так же, как вериг ребенок в существование куклы и всей жизни в ней и вокруг нее. С момента появления «если бы» артист пе реносится из плоскости действительной, реальной жизни в плоскость иной, создава емой, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить». Джекки Куган живо представил себе, что он находится в работном доме. Так жи во, что горько заплакал. Заплакал слезами 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2