Сибирские огни, 1967, № 9
острых ситуаций, сочны\ бытовых партии! И какой прекрасный стиль! Читаешь — не оторвешься. И все же нет-нет да и вспомнишь по путно другую книгу, сделанную действи тельно на века: «Моя жизнь в искусстве» Станиславского. Великий русский артист писал только о самом главном — о своих творческих му ках, исканиях и ошибках. Писал с пре дельной откровенностью, безжалостно по отношению к себе. Где и как его принима ли, и какие при этом говорились речи, и что после них подавали на обед, все это осталось где-то далеко-далеко за предела ми книги. Будто и не было, Не то у Чаплина. Он явно упивается своей славой. В книге так много банкетов, орденов и фотографов, что невольно хочет ся сказать: ну зачем это? Ведь мыже итак знаем, что Чаплин велик. Нет, мы не против того, чтобы вместе с ним побывать дома у Черчилля, взглянуть на испанскую королеву, пожать руку епи скопу Кентерберийскому. Отчего ж! Но ку да с большим интересом и благодарностью мы послушали бы Чаплина, расскажи он нам о своем творческом пути чуточку глуб же, конкретней, обстоятельней, чем это сделано в автобиографии. Он же сам заяв- ляеГ неоднократно, что ему «только работа придавала смысл жизни — все остальное была суета». Вот о ней-то, режиссерской и актерской работе Чаплина, и думает все время читатель, сидя за его интересной книгой. Будем справедливы. Страницы, посвя щенные непосредственно искусству, у Чап лина есть. При всей своей эскизности, они, конечно, значительны. И раз уж мы вспом нили Станиславского, можно провести па раллель между высказываниями обоих мастеров по некоторым вопросам искус ства. Станиславский всегда утверждал, что талантливый артист — единственный царь и владыка сцены. Художник, музыка, об становка, освещение — все это должно на ходиться на втором плане. Применительно к экрану то же самое думает и Чаплин. По его мнению, нет ни чего легче, как делать так называемые су пербоевики. «Супербоевики почти не требуют от ак тера и от режиссера ни воображения, ни таланта. Тут нужны лишь десять миллио нов долларов, многотысячные толпы ста тистов, костюмы, сложные установки и де корации. Утверждая могущество клея и холста, ничего не стоит пустить по течению Нила томную Клеопатру, загнать в Крас ное море двадцать тысяч статистов иобру шить трубным звуком стены Иерихона,— все это сведется лишь к умению строителей и декораторов». Но какой актер царствует на сцене? Только тот, кто в художественной фор ме передает жизнь человеческого духа,— говорит Станиславский. Послушаем Чаплина. Не без иронии он пишет: «Главной темой этих зрелиш '(супербое виков) является сверхчеловек. Герой пры гает, карабкается, стреляет, дерется и лю бит несравненно лучше всех. И это отно сится ко всем его качествам, кроме одного: способности мыслить». Идем дальше. Мы читаем у Чаплина: «...Искусство игры актера определяется его раскованностью, полным освобождени ем. Этот основной принцип приложим ко всякому искусству, но актер особенно дол жен уметь владеть собой, внутренне себя сдерживать... Внешне актер, может быть, очень взволнован, но мастер внутри актера полностью владеет собой, и добиться этого можно лишь путем полного освобождения. А как достичь такой раскованности? Это очень трудно». Раскованость — это то же, что у Стани славского освобождение мышц. В своем труде «Работа актера над собой» Стани славский указывает путь к этому освобож дению. Актер должен прежде всего верить в то, что он делает на сцене. Его действия должны быть последовательны и логичны. На их основе рождается и растет чувство правды. Дословно у Станиславского так: «...живая задача и подлинное действие (ре альное Или в воображаемой жизни, хоро шо обоснованные предлагаемыми обстоя тельствами, в которые искренне верит сам творящий артист) естественно втягивают в работу самую природу. Только она умеет в полной мере управлять нашими мышца ми, правильно напрягать или ослаблять их». Но Чаплин, стремясь к раскованности, делает, по его собственным словам, нечто иное. Вот его признание: «До выхода на сцену я всегда так страшно нервничаю и бываю так возбужден, что к моменту вы хода, вконец измученный, уж'е не чувствую никакого напряжения». Он тут же огова ривается: «Мой способ, наверно, очень ин дивидуален». Возможно, и так. Во всяком случае, «способ» весьма далек от системы Стани славского. Да и можно ли вообще назвать это способом? Как такой способ выглядит практически? Станиславский рекомендует актеру пе ред выходом на сцену совсем противопо ложное. Вспомните. «Нужна какая-то духовная подготовка перед началом творчества, каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только телесный, но главным образом и духовный туалет перед спектаклем. Нуж но, прежде чем творить, уметь войти в ту духовную атмосферу, в которой только и возможно творческое таинство» («Моя жизнь в искусстве»). Нам кажется, творческий совет Стани славского куда более убедителен и полезен, чем «способ» Чаплина. В нервном состоя нии не сделаешь духовного туалета, а без него — ох, как трудно даже приступить к раскованности, к освобождению мышц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2