Сибирские огни, 1967, № 9

«ехнтрые наброски тоже пропитаны возду­ хом алтайских просторов. И как не вспом­ нить опять: увлечешься и жадно озираешься, что бы еще зарисовать. А спутники, заме­ чая эту жадность (приводившую, понятно, к непозволительной задержке в пути!), бы­ вало, переглянутся и продолжают сидеть, ‘будто все еще отдыхая,— добрые, славные товарищи мои! Но однажды я так и не смогла спра­ виться с рисунком, в котором неожиданно ■ оказалась живая натура. Это было уже поч­ ти в конце нашего путешествия недалеко от поселка, где нашим демографистам пред­ стояло сделать свои последние записи. Неторопливо поднимаясь к поселку и время от времени приостанавливаясь, мы, как часто случалось, залюбовались чудесной картиной, открывшейся перед* нами. Узкая трона, как-то вдруг выйдя'из лесу, вывела нас в долину среди холмов, покрытых таки­ ми яркими и пышными цветами, травами и какими-то кустами, что у всех в глазах за­ рябило. А впереди, над этой жаркой игрой красок, почти отвесно возвышался бархат­ но-зеленый мшистый утес, склон которого различался неясно, полускрытый нежно-зеле­ ным ельником. Вдруг над ельником раздал­ ся звонкий топот, и на вершине утеса, буд­ то взлетев, появился марал — и замер, как статуя. Его высокие ветвистые рога, каза­ лось, готовы были поднять само голубое летнее небо. Стройные ноги благородного оленя, точно вонзившись в горный камень « гордо поддерживая могучий рыже-дымча­ тый корпус, являли собой мощь и целесооб­ разную красоту живой и свободной приро­ ды. Слегка закинув вверх роскошно ветвис­ тую голову, марал не то прислушивался, не то всматривался во что-то. Желтоватое пятно на широкой его груди светилось, как дневная звезда. Трудно было б найти более величавую живую натуру для скульптора- анималиста!.. Но, едва мы успели его рас­ смотреть, марал, весь вскинувшись, вдруг взлетел опять — и исчез с глаз. Крепко запомнился мне этот последний заезд демографистов в поселок, где жили русские и алтайцы. Ивану Павловичу было известно, что недавно здесь умер старый шаман, по-местному «кам» (отсюда «кам­ лать», т. е. шаманить), который, говорят, за­ вещал назначить вместо себя какого-то но­ вого шамана. Что представляет собой этот новый, никто не знал. Но умерший старик, по мнению Ивана Павловича, был хитрым и злым: он пугал алтайцев тем, что может наслать на них любую беду. Сначала за­ глянули в несколько русских домов — со­ брать предварительные сведения о его пре­ емнике. Там, смеясь, ответили: остался ка­ кой-то мальчишка. Нового шамана на месте не оказалось — ушел куда-то. Хозяин юрты, худой и еще далеко не старый, встретил нас испуганны­ ми вздохами: старый шаман умер и наслал на них шайтана. Старуху-мать хозяина шай­ тан совсем замучил: пожелтела, как глина, «, наверное, скоро умрет. Действительно, старуха, после приступа жара, лежала в юрте почти без движения. Иван Павлович распорядился вынести ее ма свежий воздух. И тут опять пригодились его знаменитые карманы. После того, как ослабевшей больной, по настоянию Ивана Павловича, дали поесть, он спокойно ска­ зал, что никакого шантана нет, а есть бо­ лезнь, которая называется малярией. Сыну старухи и его жене Иван Павлович тут же выдал несколько порошков хинина и, с ис­ ключительным терпением проверяя, понятно ли, заставил повторить, как и когда надо давать больной лекарство. А потом выдал еще несколько порошков про запас, на слу­ чай, если заболеет кто-нибудь другой. Мо­ лодую алтайку уговорил навести чистоту в юрте и держать дверь открытой. Старухе на свежем воздухе стало легче, и обрадован­ ные хозяева решили угостить нас горячими лепешками. Но где же печь? «Да вот она, печь!» — пояснила жестом молодая алтайка. Она указала на довольно глубокую, конусообразно вырытую яму, обложенную плоскими, грубо обитыми ка­ менными плитами. По обе стороны этого своеобразного очага лежали два больших, изрядно поржавевших железных листа, ко­ торыми его прикрывали. Хозяйка быстро по­ доила кобылицу и на парном молоке заме­ сила тесто для лепешек. А хозяин* навалил в печь целую груду сухой древесины. Отойдя подальше от дымного столба, хо­ зяин повел всех за юрту и, просияв, указал на аккуратно сложенные клеткой кирпичи: это соседи, русские, делают из глины такой хороший камень, и он у них научился, к зиме у него в юрте будет печь, как у всех людей. Тут же возник оживленный общий разговор: подошли соседи, обстоятельного вида бородачи. Оказалось, их деды еще лет тридцать-сорок назад переселились сюда из Самарской губернии ввиду страшенного без­ земелья: у господ — десятки тысяч десятин самолучших земель, а у крестьян — одна супесь. На алтайских просторах бывшие сц,- марцы ожили, со здешним народом подру­ жились и показывают алтайцам все, что сами знают и умеют. Взять те же печи: их по-доброму не в юрте, а в рубленом доме класть бы. Пока мы, женщины, помогали молодой хозяйке делать лепешки, до нас доносились обрывки этого разговора. Смугловатые лег­ кие руки хозяйки работали быстро, а черные смеющиеся глаза и вся мимика ее молодого, привлекательного лица ясно говорили: надо угостить всех, всех, кто сейчас находится возле их юрты. Вдруг одна из наших девушек громко изумилась: — Смотрите-ка, что ж это такое? Под косматыми ветками старой ели сто­ ял большой бубен, внутреннюю часть кото­ рого занимала ярко и грубо раскрашенная фигура какого-то чудища, как сразу наиме­ новали его девушки. Тут же, на сучке, ви­ село некое одеяние из грубой мешковины с нашитыми на нем пестрыми лоскутками и 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2