Сибирские огни, 1967, № 9
водам по той простой причине, что они не знали русского языка, жили по своим пер вобытным обычаям, сохраняя своеобразную детскую непосредственность чувств. Изучая характеры Удыгая и других его соплемен ников, я все более ярко представляла себе их предков, тех алтайцев, которые в конце «екатерининского века», особенно богатого «делами о беглых», давали приют берга- лам. Поделилась своими ретроспекциями с Иваном Павловичем. Тот, правда, не рылся в архивных делах, но очень многое почерп нул об Алтае в сочинениях А. В. Анохина, популярного в тот период алтаеведа, соби рателя алтайского фольклора. Мне довелось встречаться с Анохиным в одной из бар наульских школ, слушать его увлекательные рассказы об алтайцах. А однажды я даже смотрела его пьесу «Эрлик-хан», поставлен ную учащимися. Красочные костюмы, ска зочно-романтическое действие пьесы, одна ко, произвели на меня меньшее впечатление, чем сам Анохин. Еще ранее, наблюдая фольклориста-драматурга на репетициях в школе, я, как и все другие, просто поража лась его живой непосредственности и влюб ленности в поэтические бытовые предания и образный мир алтайцев. Оказалось, и Иван Павлович давно знал Анохина. По мнению демографиста, нам, людям первой четверти XX века, довольно просто было представить себе мироощуще ние и характер алтайца конца XV! II столе тия, знакомясь с такими, как Удыгай. А вот имя Удыгай могло ли существо вать в ту пору? Иван Павлович раскатисто расхохо тался: — Вот уж о чем не приходится трево житься! Алтайцы никаких святцев не зна ют! Так появился в моем повествовании Удыгай, друг беглых бергалов. Удыгай, как и другие честные тружени ки, справедливо считал своими злейшими врагами алтайских баев. Одного из них, по прозвищу Рыжий Хан, мне привелось уз нать поближе. Многочисленные стада Рыжего Хана по стоянно заходили на чужие становища, объ едали их и топтали, но бороться с Ханом было трудно — уж очень он был увертлив, злобен, хитер. Однако в день нашего приез да по «беспроволочному телеграфу» алтай цев стало известно, что он зашиб где-то ногу и поневоле оказался вынужден засесть дома. Демографисты направились к нему. Пока прилично знавший алтайский язык Иван Павлович расспрашивал хозяина, демографистки ходили по загону и вели за писи. Обе жены Хана, всячески мешая их работе, что-то выкрикивали и даже пыта лись прогнать девушек. Услышав громкие голоса, вышел Иван Павлович и спросил, что случилось. Жены Рыжего кричали, что ни овец, ни баранов, ни коров с телятами считать нельзя!.. Почему нельзя?.. Да no.ro- му, что весь этот скот принадлежит братьям Хана, которые живут так далеко отсюда, что до них не доедешь и за десять дней. А братья сильные и свирепые и всех перебьют. Когда ханские жены уже охрипли от крика, Иван Павлович, спокойно улыбаясь, спросил у своих помощниц, чего же они так растерялись. Неужели поверили, что весь этот скот принадлежит грозным брать ям хитрого кулака, а сам Рыжий Хан вроде бы и вовсе ничего не имеет? Но, если до этих братьев не доберешься даже за десять дней, то для чего они перегнали свой скот сюда? Уж это доподлинная ложь, столь же наг лая, как и глупая!.. В загоне находится только собственный скот Рыжего Хана, и надо немедленно начать перепись этого скота! Когда все сказанное перевели ханским женам, обе взревели и тут же смолкли, оче видно, поняв, что их старания напрасны. Довольно насыщенный сЪбытиями день закончился несколько неожиданно: вечером к нам на подмогу пришли местные ребята, такие же юные, как и наши демографистки. Очевидно, услышав звонкие девичьи голоса, эти безусые алтайцы догадались: в загонах Рыжего происходит нечто необычное. После разъяснений Ивана Павловича ребята с шу мом и смехом, но тем не менее вполне де ловито стали помогать считать. Гораздо сме лее, понятно, чем недавние городские школьницы. Что побудило этих ребят сбежаться сю да? Точно они этого не объяснили, но, по всей вероятности, наши действия помогли им определить их собственные отношения с Рыжим Ханом. Прежде Рыжий всегда хо дил с длинным-предлинным кнутом, кото рого боялись и люди и собаки. А сейчас вот, сколько он не кричит и не грозится, в его загонах считают скот! Так, может, овчинка не стоила выделки? Может, и не стоило пользоваться услуга ми юных алтайцев? Но чего гадать,— до статочно было проглядеть .статистические данные, уточнению которых помогли именно они, эти ребята. Костер, над которым мы кипятили воду в большом жестяном чайнике, уже догорал, и только низенькие синевато-рыжие языч ки огня еще вспыхивали в полутьме. Не сколько повыше нашего костра, в лесу, сон но перекликнулись какие-то смутные голо са— и смолкли. Небо, будто проколотое мелкими гвоздиками звезд, скупо искрилось над кучкой беспокойных, усталых, но, пра во же, чрезвычайно счастливых людей — и чем именно счастливых? Тем, что порабо тали вволю, выполнили все, что было в их силах Пальтецо, переделанное из красноармей ской шинели мужа, расстеленное на пышном травяном ложе, рыхлая дорожная подушеч ка, уложенная в травяном же изголовье, а под нею— пропитанная ароматами горных цветов и трав заветная тетрадь с записями, рисунками, набросками,— пусть и скромное, но, что ни говори,— богатство!.. Никогда не забыть мне, друзья, этих алтайских ноче вок! Скрытые внизу во тьме тропы и тро- 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2