Сибирские огни, 1967, № 9
ЕДОСПОМУ1НАН1«!Я АННА КАРАВАЕВА С орок п я ть л е т н а з а д . . . (Записки одного из старых „огнелюбов“ )1 ЗЭмае 1923 года, после окончания учеб- ^•ного года в совпартшколе, отпало пос леднее препятствие, которое еще могло бы задержать мое путешествие по Алтаю: поя вилась обувь. Ура!.. «При чем тут обувь?» — пожалуй, уди вится иной, особенно молодой читатель. А тогда появление обуви в магазинах и воз можность приобрести ее по кооперативной книжке было одним из больших и радост ных событий в каждой семье. Страна была до крайности разорена. Го лод, как известно, порождает бестоварье, и у населения не хватало многого, начиная с пальто и обуви и кончая обыкновенной иголкой. В городе Барнауле, там, где преж де были магазины, в начале 20-х гг. поме щались районные продовольственные лавки. Там не торговали, а «выдавали» по кар точкам «рабочие», «служащие»; и «детские» продовольственные пайки. Проблема хлеба насущного в те побед ные, но архитрудные годы была разрешена в первую очередь. Но для решения про блемы товарной нужно было еще многое сделать. Повсеместное бестоварье ощуща лось особенно тяжело, когда дело касалось ходьбы,— и не только по городу, а и по до вольно обширной барнаульской округе, ис хоженной мною по заданиям газеты «Крас ный Алтай». Помнится, как мы, молодые женщины и девушки, сами мастерили себе обувь, кото рая годилась, правда, только для ходьбы посуху. У рабочих местной канатной фабри ки выменивали на продукты клубки прочно го шпагата. Из него-то мы и вязали себе туфли, сильно напоминавшие низенькие кор зинки. С этими туфлями-корзиночками у меня в памяти связана одна короткая и тро гательная история. Осенью двадцатого года молодые жен щины, состоявшие в Союзе работников на родного просвещения (просвещенцы, как нас* * Окончание, Начало в № 3, тогда называли), получили повестки: за столько-то дней пройти курс военной пере подготовки. На Дальнем Востоке еще шла война, и никто поэтому особенно не уди вился. Едва мы собрались в назначенном ме сте, как начался дождь. Худощавый па рень в буденовке, будоража грязь доброт ными кавалерийскими сапогами, прибли зился к нам. Назвавшись военным инструк тором, он развернул плечи и негромко, но уверенно скомандовал: — Стройся! — И жестом указал на се редину двора. Но мы, сбившиеся под крышей, беспомощно показывали на нена дежную нашу обувь. Инструктор подошел поближе и очень пристально рассмотрел туфли-самоделки. — Н-да... Не для строевых занятий... У вас, наверное, и детишки есть?.. Получив наше подтверждение, категори чески произнес: — Выходит, зря мы побеспокоили вас, товарищи-женщины. Ну, погодите, вот от кроется кооперация— купите себе ботиноч ки на-ять!.. Этот славный парень пришел к нам по зднее с путевкой комсомола учиться в сов партшколе. В мае двадцать третьего года, увидев меня в новехоньких желтых ботин ках на шнуровке, он поздравил меня как с семейным праздником. А у меня, и верно, был настоящий праздник: мать, отец, ба бушка и двое ребятишек — все были в на стоящих ботинках! Но уж мои блестели так, так отливали ярко-желтой мягкой кожей, что дети тут же прозвали их золотыми. Вот как было преодолено последнее пре пятствие путешествию по Алтаю. Сведущие люди, однако, предупреждали:: в переполненном вагоне «золотым ботиноч кам» не сдобровать, лучше их положить в дорожный мешок,— туфли-корзинки, ох, как еще пригодятся! Этот благоразумный совет полностью оп равдала дорога до Бийска. Как и прочих, 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2