Сибирские огни, 1967, № 9
нала: начинают новый объект — запишут, пришла новая машина из ГДР или Чехос ловакии — сфотографируют. На одной из первых страниц я встретил тогда свежую запись: «За 1959—60 гг. ма шинист экскаватора Л. П. Курдюков внед рил 12 рационализаторских предложений». Спросил: где сегодня Курдюков? — В институте,— отвечают. — Как это понимать?.. Оказалось, открылся на общественных началах институт новаторов строительства. Курдюков направлен туда на учебу без от рыва от производства. Рекомендовали парт бюро и администрация. С деканом факультета механизации ин женером Борисом Павловичем Гусаковым мы знакомы давно. Полжизни он исколесил по разным стройкам. Имя Гусакова извест но механизаторам еще и потому, что он и сам — заядлый экспериментатор, постоян ный автор журнала «Механизация строи тельства». — Лекции, практика, экскурсии — поза ди,—■ говорит он не спеша, словно подводя итог.— На очереди — дипломы. За Курдю кова не опасаюсь: его диплом — вся его работа. Отобрано лучшее. На двадцати че тырех листах размножено. Шестнадцать предложений. Об опыте его решено в Мос кве брошюру издать, включена в план. Можно сказать, диссертация машиниста Курдюкова... Позле звонка встречаюсь с самим Ли- ферием Петровичем: — Ну, как учеба? — Когда пригласили — не понравилось, не хотелось откладывать дела свои рацио нализаторские. А потом не пожалел. Ин ститут призывает: «Рассказывайте!» А ведь в каждом человеке много тайны, и обычно он работает и... помалкивает. Я сначала не понял, о какой «тайне» речь и почему «человек помалкивает». — Не разберусь, Лиферий Петрович, в чем дело. Не встречал умельца, который скрывает свой опыт от товарищей. Курдюков задумчиво смотрит на свои узловатые пальцы. — Сам я, например, не скрывал, не пря тал, но и показывать не спешил. Вроде бы неудобно других поучать, в профессора за писываться... А вот здесь, в институте, по нял, что неправ я. Сижу как-то, слушаю машинистов из других трестов и управле ний: один интереснее другого рассказывает. И так мне обидно за себя стало: я-то что же отмалчиваюсь? Тут и понял я, как трудно иной раз приходится Курдюкову: неуемная жажда поиска сочетается в нем с удивительной скромностью и застенчивостью. И убедился в этом вскоре же... 1’абста, учеба, рационализация — все это изрядно^ утомляет. И вот, наконец, за два года выбрался в отпуск. Сам Лиферий Пет рович рассказывал ,об этом так. Приехал в Воронеж, к теще. Выкинул из головы строительные дела. — Хожу себе по городу, отдыхаю. Вдруг слышу, на соседней улице — удары. Словно клин-баба, которой мерзлоту ру шим, только почаще да посильнее. Оказа лось, копром сваи забивали. Простая, давно известная машина, и все-таки залюбовался! Упрямый механизм. Поставили сваю: сна чала дизель-молот словно нехотя ее забива ет, слегка,— сопротивление грунта малое, слишком легко поддается. Но вот заглубили метра на два, свая труднее идет — сильнее удар. А под конец с ожесточением закола чивает: не останови вовремя — согнет, сло мает сваю!.. Уж если человек «заболел» рационали зацией, от нее не уйти;, не найдет он покоя даже!' в отпуске, даже в отъезде. Стоит ему забыться, как мысль сама работает: «А что, если упрямую машину заставить трамбо вать просадочный (пористый, как губка) грунт?» На этой работе в одном Новоси бирске заняты десятки экскаваторов. Летом вместо клин-бабы они вооружаются тяже лой металлической грушей. Идея трамбовки с помощью копра была настолько заманчива, что первый опыт на чался уже в скором времени. После возвра щения из отпуска Курдюков сам разыскал копровую установку. Пристроили трамбую щую плиту. Решено было испытать новый механизм на подготовке основания для жи лого дома. — Народу набежало, как на деревен скую свадьбу! — смеется Курдюков. И не удивительно: главные стройки города тут же, в Кировском районе, а строители хорошо понимали, что это — тех ническая диковинка. Теперь уже не прихо дилось беспрерывно орудовать рычагами. Пущенный дизель-молот упрямо прессует землю. Борис Павлович Гусаков шутил, что ма шинисту во время работы можно теперь телевизор смотреть. Но шутки шутками, а переносить тяже лую установку с одной точки на другую оказалось экскаватору не под силу. Одну площадку утрамбовали, и опыт прекратили. Другой на месте Курдюкова поднял бы на ноги управляющего, главного инженера, весь технический отдел треста: или добился бы удачи, или с треском провалился. Но дерзость Курдюкова ограничивалась лишь поиском нового. Как только дело перехо дило из области техники в круг человече ских взаимоотношений, Лиферий Петрович становился робким и нерешительным. Вот и на этот раз он не скандалил, не требовал. Терпеливо набрасывал новые схе мы и варианты. Не получалось... Критиковать за неудачу всегда легче, чем двигать дело вперед. Кто-то из маши нистов на производственном собрании об винил Курдюкова в том, что он тратит до рогое время на «фокусы», а норму не вы полняет, тянет назад участок. Курдюков не стал разъяснять, кто куда 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2