Сибирские огни, 1967, № 9

Проблемы наших дней Андрей Илларионов Легко ли быть новатором... ...Дело принимало неожиданный оборот: знаю, что был Курдюков рационализатором, а вот никак не могу найти его в книге ра­ ционализаторских предложений,— ни в этом году, ни в прошлом, ни в позапрошлом он там не значится. Но, быть может, сохрани­ лась брошюра об опыте Курдюкова, издан­ ная г Москве? В техническом отделе управления меха­ низации на мой вопрос ответили улыбкой, а один весьма самоуверенный молодой чело­ век сказал с явной издевкой: — На складе она, если не отправили еще во Вторчермет! В ком, ком, но в Курдюкове я не сомне­ вался, и мне было очень обидно за него, за его книжку. Но спорить не стал. Только сказал самоуверенному: — Почему Вторчермет? Она же не же­ лезная... И вот брошюра, пропылившаяся поряд­ ком на складе, у меня. Что теперь с ней делать? Пойти к автору, посочувствовать? Нет, не то.... Уж лучше показать ее какому- нибудь знатоку механизации строительства. Заместитель главного механика треста «Сибстроймеханизация», который имеет де­ ло с экскаваторами и другой землеройной техникой не один десяток лет, дотошно про­ сматривает страницу за страницей. Время от времени он достает из шкафа синьки с чертежами узлов машины. Через час возвращает брошюру и удив­ ленно спрашивает: — А почему все это вызвало у вас со­ мнение? — Да не у меня,— отвечаю. А у самого словно груз с плеч свалился! ...Лет шесть хранится у меня стопка по­ тертых листочков с автографами Лиферия Петровича Курдюкова. Это — эскизы тех изменений, что претерпел его экскаватор. Из себя Лиферий Петрович невидный, для плаката совсем не подходит: лоб веч­ но наморщен, и лицо от этого невырази­ тельное. Говорит без вдохновения, неуклю­ же жестикулируя. Зато людям и событиям умеет давать исчерпывающую характеристи­ ку в двух словах. Про одного так сказал: — Ему план бы только вытащить, а как — он не в курсе дела... Первый разговор наш как-то не вязался: трудно Лиферию Петровичу орудовать сложной технической терминологией. — Расскажу, как сам понимаю. Пред­ ставьте вы себя за рычагами экскаватора, а перед вами — широкая траншея.— Он взял у меня авторучку и провел две параллель­ ные линии.— Конечно, вы ни разу не рабо­ тали на экскаваторе, но все-таки. Сейчас поймете сами, что вам будет мешать... Он решительно ставит точку — ось вра­ щения машины, проводит от нее радиус — воображаемую стрелу, на -конце которой подрисовывает ковш. Поясняет: это обрат­ ная лопата-ковш, который к себе роет. — Берете грунт из середины, все идет как полагается. Но вот поворачиваете стрелу к борту траншеи,— Курдюков пунк­ тиром обозначает поворот.— Что вам сейчас мешает? И я совершенно ясно представляю, как ковш касается стенки траншеи лишь боком. Режущая кромка земли не достает. — Вот в том и загвоздка!,— Мой собе­ седник рад, что все понятно.— Так мы и скоблили ковшом по стенке, а толку было мало. Такое случается с каждым, кто ра­ ботает обратной лопатой. А выход-то про­ стой:' ковш должен быть конусный, вроде бадьи, и все пойдет как следует. О таком ковше давно мечтал, даже снился он мне. И недавно смастерил... Расстались мы, словно старые знакомые. А встретились только через год. ...В производственном отделе 2-го управ­ ления механизации вам покажут толстый альбом — нечто вроде корабельного жур 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2