Сибирские огни, 1967, № 9
свои этнографические кадры, которые будут заниматься исключительно ее народами. Сибирь многонациональна, многие народно сти изучены плохо. Чуванцы не изучены совсем. Коряки, манси, многие группы эве нов или тунгусов также изучены слабо. Мы мало еще знаем о жизни эскимосов. Потом ки наших землепроходцев, которые живут на Севере,— индигирщики, калымчане, мар- ковцы на Чукотке, в районе реки Анадырь, камчадалы. Мне думается, что сейчас надо ехать к этим людям, которые сохранили язык, песни, легенды XVII века. Стоит, право, стоит прогуляться! С каждым годрм в восточные районы усиливается приток ук раинцев, которые уже «продвинулись» до Сахалина, Камчатки, Чукотки. Где взять специалистов? Их нужно готовить самим. Раньше этнографические факультеты были в Ленинграде и других местах, сейчас один в Москве и один в Прибалтике. Можно и нужно готовить кад ры в Сибири, чтобы они знали, куда поедут и что будут изучать... Этнография — не та наука, которая обе щает легкие лавры. Этнография состоит из терпения, опасностей, скитаний, незаметного труда. Сорок лет назад Тан-Богораз, провожая в путь молоденькую Лизу Орлову, полушу тя-полусерьезно говорил: — Итак, девушка, вы приобретаете спе циальность, которая не сулит вам ни покоя, ни денег,— одни лишь хлопоты, и еще раз хлопоты. Этнограф, человековед, получает награду очень редко — может быть, раз за всю жизнь. Большие открытия бывают не часго... За окном шумят сосны... В комнату плы вут запахи свежего леса. Елизавета Порфирьевна отодвигает в сторону рукописи, минуту-другую молчит, затем,- словно выбрав из многих мыслей главную, продолжает рассказ: — Этнография — наука о человеке, и ей должны оказывать с каждым годом все больше внимания. Образованный человек просто обязан изучить хотя бы основы-этой удивительной отрасли знания. Ведь этно графия — наиболее древняя наука, она всегда шла рука об руку с географией. Немыслимо ни одно серьезное историческое исследование, где бы ни рассматривалась сложнейшая сторона человеческих отноше ний. Возьмите Миклуху-Маклая, Пржеваль ского, Врангеля,— кого хотите,— все с удо вольствием читают их записки, дневники, монографии. Почему? Там не только описа ние природы, но, главное, интереснейшие сведения о людях. Сейчас как раз идет речь о том, чтобы сблизить географию с этнографией. Если в области многих наук белых пятен почти не осталось, то в этнографии, к сожалению, их еще много... Орлова подходит к окну, долго глядит вдаль, и кажется, развеять вдруг набежав шую грусть может только дальняя дорога. — Мне как-то говорил алеут: «Кто ко чевники — надо еще поглядеть. Вы нас на зываете кочевниками. Но какие же мы кочевники? Вот вы— действительно кочев ники. Всю жизнь ходите, ездите, летаете через всю страну. По сравнению с вами мы— самый оседлый народ, маленько вокруг ходим...» Это великое кочевье — знамение века, молодости страны, прокладывающей новые пути. Страны, совершившей в числе других исторических подвигов великое деяние, о котором сказано в Тезисах ЦК КПСС к пятидесятилетию Советской власти: «Октябрьская революция, строительство социализма разбудили и подняли к само стоятельному историческому творчеству от сталые в прошлом народы, а некоторые из них были спасены от физического вымира ния... Эта победа тем более знаменательна, что народы, находившиеся до революции на стадии феодального и даже патриархально родового строя, пришли к социализму, ми нуя капитализм. По общему признанию всех народов Советского Союза, большая роль в осуществлении ленинской национальной по литики принадлежит русскому рабочему классу, русскому , народу». Рассказывая о других, Елизавета Пор фирьевна Орлова невольно набрасывала штрихи и ее собственного портрета. Она меньше всего хотела бы, да и просто не по зволила бы написать такой портрет, потому что считала свой труд в науке не подвигом, а долгом. Всего лишь долгом «рядового»- ученого. Она всю жизнь служила науке, любила науку, а не себя в науке. Нам гово рили, что по совокупности исполненного Ор лова давно могла претендовать на ученое звание, но она лишь перед уходом на пенсию, под сильным нажимом друзей, защитила кандидатскую. Нам хочется, чтобы над этим задума лись те молодые люди, что начинают свой путь в науку с мечты о званиях, с поисков «диссертабельного материала», с конъюнк турной темы. Хочется, чтобы люди, посвящающие себя служению науке, чаще вспоминали строк» юного Энгельса: Хвала тому, кто темной силы чванство Повергнул в прах, кто торжество ума Пронес сквозь бесконечные пространства» Кого в триумфе Истина сама. Осыпавши дарами, вознесла! Борцу за благо —гимны без числа!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2