Сибирские огни, 1967, № 9
фирьевна изучила до деталей, до мелкого штриха. Альбом — это приложение к ее боль шой монографии о неповторимом искусстве эскимосов. Алексей Павлович Окладников, листая монографию, сказал автору: «Я открываю каждый лист, как новую картину Леонардо да Винчи». Профессор Сорбонны Жан Мо- ляри просит Орлову поскорее издать этот труд — он будет иметь огромный успех во Франции. Венгерский этнограф приезжал специально из Будапешта в Ленинград, чтобы ознакомиться с уникальным собранием. А календари северных народов! Это — книги из толстых просмоленных досок, 28 непохожих друг на друга памятников чело веческого знания, культуры, таланта. Орлова привезла из своих экспедиций тысячи предметов одежды, лодки и нарты, но, конечно же, большая часть драгоценно стей осталась на месте. Время стирает сле ды материальной культуры, время предает забвению нравы и обычаи. Нельзя мешкать, надо искать, собирать, сохранять! Но в му зее, прекрасном музее, всего лишь один отдел... Сорок лет прожила Орлова в Ленингра де. Разумеется, большую часть провела в отлучках, разъездах. Но Ленинград —- ее родной дом с того дня, как с путевкой Бе- жицкого наробраза она переступила порог Географического института. Вот ее комната на Васильевском остро ве... Ровно в четыре часа утра садится Ели завета Порфирьевна за письменный стол и работает, пока не отвлечет либо звонок до чери, либо приход внука.. Она не баловала дочь,— скорее была строгой матерью. Но внук забрал над нею такую власть, что при нем Орлова чувствовала себя самой обыч ной бабушкой, трясущейся от страха, что внучек может простудиться и заболеть... И вот — предложение из Новосибирска. Неужели в 59 лет можно что-то начинать сначала, ломать привычный уклад жизни, можно оставить детей (пожалуй, их можно ■ оставить!), расстаться с внуком? Она знала, что в Сибирь приехали ака демики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, А. А. Трофимук, С. А. Христианович, П. Я- Кочина, И. Н. Векуа. Орлова рассуждала: в Сибири рождает ся новый центр науки. Где, как не там, может осуществиться ее мечта? В Сибири должен быть создан Дом Севера — инсти тут или музей,— центр, где сосредоточится все изучение северной цивилизации. Этно графический музей народов Севера необ ходим историкам, археологам, вообще каж дому культурному человеку. — Мы развили культуру народов Севе ра, изменили их потребности, пробудили у них желание учиться,— говорит Орлова.— Одеваются они так же, как мы с вами. Лет через 15—20 уже трудно будет собрать национальную одежду, шитую бисером, под- лпейным волосом или шерстью оленя, либо из рыбьих шкур. В отделе народов Севера Ленинградско го этнографического музея экспонатам слишком тесно, они лежат в запасниках. Но для Дома Севера всего этого будет крайне мало. Нет, надо спешить, надо то ропиться, ехать, собирать, записывать, фо тографировать. И уже не раздумывая ни о чем другом, Орлова быстро набросала письмо в Сибир ское отделение: «...Мне нужно бы поработать среди эс кимосов Чукотки, алеутов, чуванцев. У меня собран исчерпывающий материал по эскимосам и совершенно недостаточно — по нашим азиатским. Несмотря на возраст, меня не страшат ни переезды по суше и морю, ни перелеты по воздуху. Буду счаст лива отдать любимому делу все свое вре мя». При дальнейших переговорах выясни лось, что Дом Севера не может быть вклю чен в число первоочередных объектов. Но сама идея встретила здесь понимание, со чувствие, отклик. Уже создан институт истории, филоло гии, философии, который возглавляет А. П. Окладников. Здесь огромное значение придается этнографии. Елизавета Порфирьевна чувствует себя лично ответственной за то огромное дело, которому посвятила жизнь и которое, ко нечно, не делается «в два счета». Вопрос не только в том, чтобы построить помеще ние (хотя и это валено), нужна основа — знающие люди, этнографы по призванию, влюбленные в Сибирь!.. Открывая конференцию по истории Си бири и Дальнего Востока, которая проходи ла в Новосибирске в 1959 году, академик М. А. Лаврентьев говорил: — Формирование нового человека с ком мунистическими чертами характера, при вычками и моралью, ликвидация пережит ков капитализма в сознании людей являет ся в настоящее время одной из главных практических задач. И помочь решить советскому народу эту задачу призваны об щественные науки. У Сибирр и Дальнего Востока богатая история, полная мужественной борьбы с со циальным злом и суровыми силами приро ды. Историки Сибири призваны создать труды, освещающие весь исторический процесс с единственно правильных марк систско-ленинских позиций. Многоязыкая семья народов Сибири и Дальнего Востока ждет своих исследовате лей. Советские языковеды и литературоведы призваны исследовать богатое фольклорное наследие народов Сибири и содействовать стремительному культурному росту и повы шению коммунистической сознательности трудящихся восточных народов нашей страны. Как близки слова академика мыслям самой Елизаветы Порфирьевны: — Я убеждена: Сибири нужно растить 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2