Сибирские огни, 1967, № 9

фирьевна изучила до деталей, до мелкого штриха. Альбом — это приложение к ее боль­ шой монографии о неповторимом искусстве эскимосов. Алексей Павлович Окладников, листая монографию, сказал автору: «Я открываю каждый лист, как новую картину Леонардо да Винчи». Профессор Сорбонны Жан Мо- ляри просит Орлову поскорее издать этот труд — он будет иметь огромный успех во Франции. Венгерский этнограф приезжал специально из Будапешта в Ленинград, чтобы ознакомиться с уникальным собранием. А календари северных народов! Это — книги из толстых просмоленных досок, 28 непохожих друг на друга памятников чело­ веческого знания, культуры, таланта. Орлова привезла из своих экспедиций тысячи предметов одежды, лодки и нарты, но, конечно же, большая часть драгоценно­ стей осталась на месте. Время стирает сле­ ды материальной культуры, время предает забвению нравы и обычаи. Нельзя мешкать, надо искать, собирать, сохранять! Но в му­ зее, прекрасном музее, всего лишь один отдел... Сорок лет прожила Орлова в Ленингра­ де. Разумеется, большую часть провела в отлучках, разъездах. Но Ленинград —- ее родной дом с того дня, как с путевкой Бе- жицкого наробраза она переступила порог Географического института. Вот ее комната на Васильевском остро­ ве... Ровно в четыре часа утра садится Ели­ завета Порфирьевна за письменный стол и работает, пока не отвлечет либо звонок до­ чери, либо приход внука.. Она не баловала дочь,— скорее была строгой матерью. Но внук забрал над нею такую власть, что при нем Орлова чувствовала себя самой обыч­ ной бабушкой, трясущейся от страха, что внучек может простудиться и заболеть... И вот — предложение из Новосибирска. Неужели в 59 лет можно что-то начинать сначала, ломать привычный уклад жизни, можно оставить детей (пожалуй, их можно ■ оставить!), расстаться с внуком? Она знала, что в Сибирь приехали ака­ демики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, А. А. Трофимук, С. А. Христианович, П. Я- Кочина, И. Н. Векуа. Орлова рассуждала: в Сибири рождает­ ся новый центр науки. Где, как не там, может осуществиться ее мечта? В Сибири должен быть создан Дом Севера — инсти­ тут или музей,— центр, где сосредоточится все изучение северной цивилизации. Этно­ графический музей народов Севера необ­ ходим историкам, археологам, вообще каж­ дому культурному человеку. — Мы развили культуру народов Севе­ ра, изменили их потребности, пробудили у них желание учиться,— говорит Орлова.— Одеваются они так же, как мы с вами. Лет через 15—20 уже трудно будет собрать национальную одежду, шитую бисером, под- лпейным волосом или шерстью оленя, либо из рыбьих шкур. В отделе народов Севера Ленинградско­ го этнографического музея экспонатам слишком тесно, они лежат в запасниках. Но для Дома Севера всего этого будет крайне мало. Нет, надо спешить, надо то­ ропиться, ехать, собирать, записывать, фо­ тографировать. И уже не раздумывая ни о чем другом, Орлова быстро набросала письмо в Сибир­ ское отделение: «...Мне нужно бы поработать среди эс­ кимосов Чукотки, алеутов, чуванцев. У меня собран исчерпывающий материал по эскимосам и совершенно недостаточно — по нашим азиатским. Несмотря на возраст, меня не страшат ни переезды по суше и морю, ни перелеты по воздуху. Буду счаст­ лива отдать любимому делу все свое вре­ мя». При дальнейших переговорах выясни­ лось, что Дом Севера не может быть вклю­ чен в число первоочередных объектов. Но сама идея встретила здесь понимание, со­ чувствие, отклик. Уже создан институт истории, филоло­ гии, философии, который возглавляет А. П. Окладников. Здесь огромное значение придается этнографии. Елизавета Порфирьевна чувствует себя лично ответственной за то огромное дело, которому посвятила жизнь и которое, ко­ нечно, не делается «в два счета». Вопрос не только в том, чтобы построить помеще­ ние (хотя и это валено), нужна основа — знающие люди, этнографы по призванию, влюбленные в Сибирь!.. Открывая конференцию по истории Си­ бири и Дальнего Востока, которая проходи­ ла в Новосибирске в 1959 году, академик М. А. Лаврентьев говорил: — Формирование нового человека с ком­ мунистическими чертами характера, при­ вычками и моралью, ликвидация пережит­ ков капитализма в сознании людей являет­ ся в настоящее время одной из главных практических задач. И помочь решить советскому народу эту задачу призваны об­ щественные науки. У Сибирр и Дальнего Востока богатая история, полная мужественной борьбы с со­ циальным злом и суровыми силами приро­ ды. Историки Сибири призваны создать труды, освещающие весь исторический процесс с единственно правильных марк­ систско-ленинских позиций. Многоязыкая семья народов Сибири и Дальнего Востока ждет своих исследовате­ лей. Советские языковеды и литературоведы призваны исследовать богатое фольклорное наследие народов Сибири и содействовать стремительному культурному росту и повы­ шению коммунистической сознательности трудящихся восточных народов нашей страны. Как близки слова академика мыслям самой Елизаветы Порфирьевны: — Я убеждена: Сибири нужно растить 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2