Сибирские огни, 1967, № 9

находившегося на низшей ступени разви­ тия, сегодня стал квалифицированным спе­ циалистом. Многие учатся в вузах, специ­ альных средних учебных заведениях, море­ ходном училище и работают на флоте в Уеть-Камчатске, Петропавловске-Камчат- ском, Владивостоке. Например, алеут С. В. Гимонькин — капитан дальнего плава­ ния, там же старпомом на пароходе рабо­ тает алеут А. А. Ножиков, Г. Г. Корса- ковский — на флоте во Владивостоке, Ти- монькин В. В.— мастер котикового промыс­ ла на острове Тюленьем и т. д. То были дети тех, кого Орлова учила когда-то по своему букварю в техникуме народов Севера. — Как все изменилось! Алеуты поголов­ но грамотны, многие имеют семилетнее и десятилетнее образование, среднее — спе­ циальное, чаще медицинское и педагогиче­ ское у женщин и мореходное — у мужчин; имеются алеуты, окончившие педагогические вузы. Мужская молодежь исключительно способна в области технических наук, в ме­ ханике и электронике, но особенно в море­ ходстве, в чем сказывается старинная тра­ диция. Все взрослые алеуты владеют родным языком и хорошо знают русский, а дети в садиках и школах-интернатах (имеются школы на обоих островах) изучают свой на­ циональный и русский языки. На островах Беринга и Медном есть больницы, оборудованные по современным требованиям, хорошо обеспеченные медика­ ментами, помещениями, медицинскими кад­ рами высшей квалификации. Тут радио, электричество, кино, библиотеки, автотранс­ порт, пароходы, катера, лайнеры, вертолеты. Без клуба и библиотеки невозможно пред­ ставить жизнь современных алеутов на Ко­ мандорских островах. Газеты и журналы выписывают все семьи. ПИСЬМА С ДОРОГИ Жаркий летний день клонится к закату. Шумят вековые сосны Академгородка, окружающие дом Орловой. Тени пересекают комнату. Елизавета Порфирьевна приносит холод­ ный квас. — У меня обычно не бывает запасов,— улыбается она.— Великолепную электриче­ скую плиту на кухне еще ни разу не вклю­ чала. Ничего не поделаешь: вот уже сорок лет все в пути, в пути... Деревянные календари народов Севера, уникальное собрание чукотско-эскимосской резной кости, национальные костюмы,— о чем угодно, только не о -себе. А кто же расскажет нам о ней? Может быть, у ее друзей сохранились письма? Да, но очень немного. Итак, письма с дороги. «14-го поздним вечером прилетела в Петропавловск. Задержка произошла в Ха­ баровске, который встретил проливным дождем. 27 км пути по рассеченной мест­ ности с бесчисленными поворотами и такой пыльной, что создалось впечатление, что вы пробиваетесь сквозь дымовую завесу. Первое желание по приезде; вымыться е ног до головы. Остановилась в гостинице «Восток». В комнате нас девять, обстанов­ ка не для работы, но... нет худа без добра: сразу же встретилась с людьми из Оссоры, из Палланы, Эссо и проч. 15-го, в субботний короткий день, ходи­ ла к Бор. Ив. Пийпу1, но он уехал в район. Вместо него беседовала е Н. А. Дмитрие­ вым, обсудили маршрут и пришли к заклю­ чению, что нужно начинать с Командор. Обещает всяческую помощь. Была в му­ зее, там согласились похлопотать о переле­ те на Командоры. Регулярных пароходных рейсов туда еще нет, ближайший пойдет не раньше 29 июля. Чтобы не терять времени, взяла билет на самолет в Эссо и завтра туда лечу. Видите, как получается: маршрут начи­ нается с концаГ. Узнала, что пароход на Командорах останавливается на рейде. Похоже, что придется пассивно, как груз, спускаться на берег. Неприятно! Зной «материка» сменился прохладой на Камчатке. Говорят, что все лето и вес­ на были исключительно холодными. Никто еще не ходил в платье, все— в пальто, ко­ стюмах и шерстяных жакетах. Глядя по обстоятельствам, быть может, на обратном пути задержусь в Козыревоке и Ключах, чтобы не лететь туда снова пос­ ле Командор. В Эссо пробуду до 28—29. Никол. Ал. Дмитриев обещает известить меня телеграммой об отходе парохода на Командоры, так как нет никакой уверенно­ сти в том, что он уйдет точно 29-го. Ну, вот пока и все. Самочувствие хо­ рошее. Жаль, что слишком быстро летит время. Всего доброго! Привет всем сотрудни­ кам, объединенным в комнате 309! Ваша Орлова». «Многоуважаемый Алексей Павлович!1 2 Третий день на острове Беринга. С 16 часов 19 июня до 20 часов 24-го находи­ лась в пути от Петропавловска. Так как теплоход «Петропавловск» не зашел сюда, то пришлось на нем прогуляться по всему восточному побережью Камчатки с оста­ новками в Усть-Камчатске, Оссоре, Анап- ке, бухте Лаврова, потом — обратно в Ос- сор, Усть-Камчатск и, наконец, подошли к Берингу. Остановились не далее километра от се­ ления Никольского и на очень валком ка­ тере добрались до берега. Усадили меня в 1 Б. И. Пийп —видный советский ученый, ос­ нователь первой в стране геотермальной станции на Камчатке. 2 А. П. Окладников — известный советский ученый, член-корреспондент АН СССР* 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2