Сибирские огни, 1967, № 9
У алеутов, живущих под эгидой США, 'экономика не претерпела каких-либо серь езных изменений. Промысел рыбы и мор ского зверя примитивными орудиями — главный и почти единственный источник «800 калорий», упомянутых Венком. | «На Командорских островах,— пишет в одной из своих статей Орлова,— бьет клю чом хозяйственная жизнь. Все алеуты рабо тают в зверосовхозе, получают денежную плату. Месячный заработок алеутов дости гает 315 рублей (в новых деньгах). Основ ным занятием остается промысел морского котика и голубого песца. Я не полагалась на общие заявления, которые слышала в местных учреждениях,— все проверяла са ма, с карандашом и счетной линейкой. Анализировала множество колхозных бюд жетов, семейных бюджетов, бухгалтерских отчетов предприятий». Так обстоит с экономикой. А каково по ложение с культурой, бытом, нравами? У американского ученого не было среди «туземцев» ни старых связей, ни знакомых, ни друзей. И снискать их симпатию и дружбу оказалось нелегко. Тэд-Бенк быстро понял причину неприязни:, алеут чувство вал себя перед ним «низшим существом», как, впрочем, перед любым иностранцем. «Белые, в частности, американцы, сплошь и рядом полагают, что люди дру гих рас и национальностей, все, кто отли чается от них цветом кожи, не столь чув ствительны к обидам,— замечает Бенк. Но алеут прекрасно понимает, когда его оскорбляют, и, будучи живым человеком, возмущается и немедленно платит за оби ду обидой. Большинство белых, с которыми алеутам приходилось соприкасаться, не считались с их самолюбием, отчего у алеу тов выработались недоверие к белым и по стоянная готовность к самозащите...» Вот как описывал В. И. Иохельсон в 1910 году жилище алеута на острове Атха: «Здешние алеуты живут летом в ма леньких землянках, похожих скорее на ли сьи норы, чем на человеческие жилища...» Что же изменилось с тех пор? Послушаем снова Тэда-Бенка, который заглянул в эти места через полвека: «...Следующее, что бросилось мне в гла за в доме, куда я пришел, был кусок тю ленины, черный от засохшей крови и заси женный мухами. Мясо висело на гвозде, вбитом в наружную стенку, и выглядело весьма неаппетитно. На заднем дворе ва лялись кишки и обглоданные кости. Михи провел меня через кухню, в которой было не чище. На полу лежали испачканные по ловики, валялись остатки пищи и грязная одежда. Тут же на разостланном одеяле лежал ребенок с соской во рту. Мне ударил в нос резкий запах варившегося мяса мор ского льва. В комнате было настолько жар ко и душно, что в первые минуты мною овладело непреодолимое желание ¡выскочить за дверь на прохладный чистый воздух. Михи сразу провел меня в переднюю комнату, где на полу играли дети постар ше. Всю их одежду составляли нижние рубашки, а зады у них были так же гряз ны, как и пол. Когда мы вошли, они пере стали играть и смотрели на нас, засунув в рот пальцы. В комнате не было ника кой обстановки, не считая деревянного сто лика, пары стульев возле окна, да койки армейского образца у стены. В смежной комнате стояли еще две койки и еще один или два стула. Стены были украшены кар тинками из календаря — и все. Михи сооб щил мне, что в этом домишке проживают три семьи». Бенк встретил на островах и так назы ваемых «правительственных учителей», на правленных сюда для просвещения алеу тов. Он быстро убедился, что и для них алеуты представляются людьми дикими и отсталыми. У него состоялся откровенный разговор с Кэрри Дирингер, американской учитель ницей: Ц- Понимаете, Бенк,— сказала Кэрри,— я слишком хорошо знаю этих туземцев. Оли только пьют да безобразничают. Это — прескверная публика. Мне незачем ходить к ним в дом и расспрашивать о старинных обычаях. — Почему же тогда вы живете здесь? — вырвалось у Бенка. В ответ Кэрри и ее муж Джордж стали говорить что-то невразумительное о любви к детям. Американский ученый познакамился с алеутскими детьми не в школе, где препо давали Кэрри и Джордж: голодные бес призорные ребята просили у Бенка мило стыню. «Это было жалкое зрелище, но как мало могли мы помочь и поправить существую щее положение вещей! Однажды, когда представился удобный случай, я подошел к сержанту, дежурившему на базе, и расска зал ему о голодных детях. Не успел я за кончить, как он повернулся ко мне и огрыз нулся: «А ты не суйся в чужие дела! Мы в этой дыре подольше вашего и в ваших указаниях не нуждаемся». Так, шаг за шагом, ученый познакомил ся с немногочисленными обитателями остро ва: белыми «миссионерами», офицерами и солдатами с военной базы и со многими коренными жителями острова. И он сказал об этом правду. «Что касается алеутов, то вежливость, обходительность и терпеливость просто во шли у них в плоть и кровь — все это было для них само собой разумеющимся. А как часто подобных чудесных качеств недостает многим людям, принадлежащим к так на зываемому цивилизованному миру...» Елизавета Порфирьевна Орлова говори ла нам о высоких духовных качествах ма ленького народа — скромности, верности, бескорыстной дружбе. И не только это: среди алеутов оказалось немало людей та лантливых, одаренных. Каждый десятый человек этого маленького народа, живуче го в нашей стране,— всего полвека назад 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2