Сибирские огни, 1967, № 9

Однажды утром натянула на себя по­ ходный костюм, взяла фотоаппарат, альбом для рисунков, немножко еды и отправи­ лась туда, где над горизонтом клубилось сероватое облачко пепла... Елизавета Порфирьевна до оих пор не может простить мужчинам, что добралась до вершины Авачи тогда лишь, когда гора мирно дремала, готовясь к следующему взрыву. Орлова спустилась в кратер, скользила по овежим, не размытым потокам лавы, фо­ тографировала, рисовала, складывала в рюкзак подземные камни. СЕВЕРНЫЕ БРАТЬЯ Орлова никогда не была энтузиастом- одиночкой. Рядом с ней всегда оказыва­ лись добрые товарищи. И вряд ли без их помощи смогла бы она сделать то,' что удалось. В 1924 году был организован специаль­ ный Комитет Севера при Президиуме ВЦИК. Его ответвления имелись при пре­ зидиумах областных и краевых исполко­ мов. Во главе Комитета стоял Петр Гермо- генович Смидович. Он работал там в те­ чение одиннадцати лет. С ним неизменно были такие замечательные люди, как Ана­ толий Евгеньевич Скачко, автор очень ин­ тересной книги о народах Севера, Петр Евгеньевич Терлецкий, создатель многих этнографических карт. Комитет при президиуме Далькрайиопол- кома возглавлял Карл Янович Луке — че­ ловек очень интересный, своеобразный и незаслуженно забытый. Латыш по нацио­ нальности, он до революции батрачил у прибалтийских помещиков. Пятнадцатилет­ ним «пошел в революцию» и к Октябрю 11917 года у него за плечами было уже 12 лет царской тюрьмы и ссылки, начиная с 1905 года. Великая Октябрьская революция заста­ ла Карла Лукса в Чите. — Карл Янович сохранился в моей па­ мяти настоящим коммунистом, человеком, который все силы своего недюжинного ума и беспримерную энергию отдал служению обиженным царской Россией народам Севе­ ра,— вспоминает Елизавета Порфирьевна. Теперь, когда создается первая научная многотомная «История Сибири», нужно обязательно вспомнить многие факты и многих таких деятелей, как К. Я- Луке. Ведь это он в 30-х годах выбирал место для будущего Комсомольска. В свое последнее большое путешествие он выехал зимой 1932 года. Ему нужно было пройти по Охотскому побережью: Чу- микан — Охотск — Оймякон. Во время этой поездки Луке установил, что Охотское море замерзает только в центральной части и по берегу, а между замерзшей частью и береговым припаем вода никогда не за­ мерзает. По Перенейской губе можно по­ дойти к Нагаеву. Там и было выбрано место для базы. Она была выстроена с расчетом, чтобы со временем, по мере роста, превратить ее в административный центр. Это и произошло. На том месте вырос большой город Ма­ гадан. ИЗ КАМЧАТСКОГО ДНЕВНИКА «...От Ленинграда до Владивостока еха­ ла скорым. Один этот переезд учит много­ му, показывает грандиозный размах строи­ тельства во всей стране, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие и использование современной техники чув­ ствуется и в районах Байкала и на новой, только что законченной магистрали Тай­ шет — Лена, которая еще теснее свяжет с основной Сибирской дорогой отдаленные, труднодоступные для наземного транспорта, районы Севера. Во Владивостоке остановилась в гости­ нице «Золотой рог». Три дня жду парохо­ да «Азия». В музее просмотрела все этно­ графические коллекции. Они доставлены сюда мореплавателями — Литке, Лисян- ским, Крузенштерном, В. К. Арсеньевым и многими другими. География широка: пред­ ставлены все народы Приморья — от Чу­ котского и Берингова морей до залива По- сьета. Выехала из Владивостока 26 июня на пароходе «Азия». Приехала в Петропав- ловск-на-Камчатке 1 июля рано утром. До неузнаваемости изменились порты в этих городах и подступы к ним... Впервые увидела Петропавловск с моря в двадцатых годах. Это была кучка одно­ этажных домиков небольшого села, зажато­ го между сопками. Корабль входил в «ковш», который мог вместить три-четыре парохода, но там редко стояло больше од­ ного. Регулярных рейсов не было. С но­ ября по апрель связь по морю прекраща­ лась. Весной приход первого парохода был праздником для всего населения в 1300 че­ ловек. С первым гудком обычно прекраща­ лись занятия в учреждениях, все спешили на пристань: ведь прибыла первая почта... Теперь обстановка куда как изменилась! Между Владивостоком и Петропавловском регулярное морское сообщение: ежедневно в девять часов утра прибывает пароход из Владивостока, а в 18 часов уходит об­ ратно. До материка теперь пути не 8—9 дней, а четверо суток. Лайнер «Советокий Союз» идет всего трое с половиной. А по воздуху Камчатка еще ближе, сюда из Хабаровска летят ТУ-104. ...2 июля. Знакомилась с историческими памятниками Петропавловска. Город те­ перь не узнать, он стал крупным морским, торговым и рыболовным портом. Здесь строится большой рыбокомбинат. Торговый 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2