Сибирские огни, 1967, № 9
Однажды утром натянула на себя по ходный костюм, взяла фотоаппарат, альбом для рисунков, немножко еды и отправи лась туда, где над горизонтом клубилось сероватое облачко пепла... Елизавета Порфирьевна до оих пор не может простить мужчинам, что добралась до вершины Авачи тогда лишь, когда гора мирно дремала, готовясь к следующему взрыву. Орлова спустилась в кратер, скользила по овежим, не размытым потокам лавы, фо тографировала, рисовала, складывала в рюкзак подземные камни. СЕВЕРНЫЕ БРАТЬЯ Орлова никогда не была энтузиастом- одиночкой. Рядом с ней всегда оказыва лись добрые товарищи. И вряд ли без их помощи смогла бы она сделать то,' что удалось. В 1924 году был организован специаль ный Комитет Севера при Президиуме ВЦИК. Его ответвления имелись при пре зидиумах областных и краевых исполко мов. Во главе Комитета стоял Петр Гермо- генович Смидович. Он работал там в те чение одиннадцати лет. С ним неизменно были такие замечательные люди, как Ана толий Евгеньевич Скачко, автор очень ин тересной книги о народах Севера, Петр Евгеньевич Терлецкий, создатель многих этнографических карт. Комитет при президиуме Далькрайиопол- кома возглавлял Карл Янович Луке — че ловек очень интересный, своеобразный и незаслуженно забытый. Латыш по нацио нальности, он до революции батрачил у прибалтийских помещиков. Пятнадцатилет ним «пошел в революцию» и к Октябрю 11917 года у него за плечами было уже 12 лет царской тюрьмы и ссылки, начиная с 1905 года. Великая Октябрьская революция заста ла Карла Лукса в Чите. — Карл Янович сохранился в моей па мяти настоящим коммунистом, человеком, который все силы своего недюжинного ума и беспримерную энергию отдал служению обиженным царской Россией народам Севе ра,— вспоминает Елизавета Порфирьевна. Теперь, когда создается первая научная многотомная «История Сибири», нужно обязательно вспомнить многие факты и многих таких деятелей, как К. Я- Луке. Ведь это он в 30-х годах выбирал место для будущего Комсомольска. В свое последнее большое путешествие он выехал зимой 1932 года. Ему нужно было пройти по Охотскому побережью: Чу- микан — Охотск — Оймякон. Во время этой поездки Луке установил, что Охотское море замерзает только в центральной части и по берегу, а между замерзшей частью и береговым припаем вода никогда не за мерзает. По Перенейской губе можно по дойти к Нагаеву. Там и было выбрано место для базы. Она была выстроена с расчетом, чтобы со временем, по мере роста, превратить ее в административный центр. Это и произошло. На том месте вырос большой город Ма гадан. ИЗ КАМЧАТСКОГО ДНЕВНИКА «...От Ленинграда до Владивостока еха ла скорым. Один этот переезд учит много му, показывает грандиозный размах строи тельства во всей стране, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие и использование современной техники чув ствуется и в районах Байкала и на новой, только что законченной магистрали Тай шет — Лена, которая еще теснее свяжет с основной Сибирской дорогой отдаленные, труднодоступные для наземного транспорта, районы Севера. Во Владивостоке остановилась в гости нице «Золотой рог». Три дня жду парохо да «Азия». В музее просмотрела все этно графические коллекции. Они доставлены сюда мореплавателями — Литке, Лисян- ским, Крузенштерном, В. К. Арсеньевым и многими другими. География широка: пред ставлены все народы Приморья — от Чу котского и Берингова морей до залива По- сьета. Выехала из Владивостока 26 июня на пароходе «Азия». Приехала в Петропав- ловск-на-Камчатке 1 июля рано утром. До неузнаваемости изменились порты в этих городах и подступы к ним... Впервые увидела Петропавловск с моря в двадцатых годах. Это была кучка одно этажных домиков небольшого села, зажато го между сопками. Корабль входил в «ковш», который мог вместить три-четыре парохода, но там редко стояло больше од ного. Регулярных рейсов не было. С но ября по апрель связь по морю прекраща лась. Весной приход первого парохода был праздником для всего населения в 1300 че ловек. С первым гудком обычно прекраща лись занятия в учреждениях, все спешили на пристань: ведь прибыла первая почта... Теперь обстановка куда как изменилась! Между Владивостоком и Петропавловском регулярное морское сообщение: ежедневно в девять часов утра прибывает пароход из Владивостока, а в 18 часов уходит об ратно. До материка теперь пути не 8—9 дней, а четверо суток. Лайнер «Советокий Союз» идет всего трое с половиной. А по воздуху Камчатка еще ближе, сюда из Хабаровска летят ТУ-104. ...2 июля. Знакомилась с историческими памятниками Петропавловска. Город те перь не узнать, он стал крупным морским, торговым и рыболовным портом. Здесь строится большой рыбокомбинат. Торговый 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2