Сибирские огни, 1967, № 9
щих, сбор яиц диких птиц и другие виды продовольствия. На Командорских островах запасали на зиму по две-три больших боч ки яиц айры, гагары, других птиц. Такие запасы делала каждая семья. По нескольку тысяч яиц хранилось в общественной кла довой. Перепись, о которой идет речь, проводи лась по инициативе Комитета Севера. Учи тывалось все население, уровень грамотно сти, состояние здоровья и многое другое. Но эта перепись совсем не походила на про ходившую в то же время на материке. Начать с того, что ¡в Камчатской губернии (Кам чатка, плюс десятки островов) она длилась более года. Это объяснялось не обилием на селения, а его составом. Забравшись на много верст в глубь по луострова, учетчик-русский сталкивался с людьми, которые его совсем не понимали и которых он не знал. Приходилось под долгу жить -в таких местах, учиться языку населения. Перед Орловой открывалась удивитель ная жизнь северных народностей, своеобраз ные и неповторимые их история, экономи ка, быт, нравы, обычаи, суеверия. Любопытны, например, ительменские по верья о женщинах. Рыбу в далекие времена ловили «за порами», т. е. частоколом перегораживали реку и в проход ставили «морду». Считалось, что через за-поры нельзя пе ревозить женщин, иначе рыба не подойдет. Перед частоколом женщина должна была выйти на берег и идти пешком, вверх по течению. Только выше «запора» может она сесть в бот и плыть куда надо. А если че рез реку в любом месте перевезти беремен ную женщину, то рыба и совсем не будет ловиться. Несчастливым считался и муж беременной, поэтому при подборе охотни чьей артели его старались не брать. «Не счастливцу» приходилось охотиться в оди ночку. Если женщина переступит через ружье, считалось, что оно уже испорчено, будет бить мимо или давать осечки. Такое ружье полагалось пристреливать, как новое. Если женщина перевозит через реку кимчигу и сарану, то даже та рыба, которая вошла в реку, может уйти обратно в море. Бытовало много и других предрассуд ков и запретов, связанных с рыболовством и охотой. Район работы Орловой охватывал за падное побережье Камчатки •— от селения Тагиль на севере до Болыперечки на юге и все кочевое население долины реки Кам чатка — на востоке. Всюду на севере она встречала идеальное отношение к детям — своим, чужим, «незаконнорожденным»: коль родился человек, он должен быть окружен вниманием и заботой. Дети — цель жизни, быть бездетным — большое несчастье. В Николаевске-на-Амуре однажды ска зали: «Поедете к гилякам — посмотрите, что там за неполадки в семье председателя рыбацкой артели». Когда Орлова приехала туда, оказа лось, что эта «семейная история» всем из вестна, а сам председатель пользуется ува жением. Он образцово поставил артель. Но со всех вступающщ в артель берет за рок — не пить водку. Орлова отметала, что люди здесь живут лучше, чем в других местах. Обижались только продавцы: «При возим спирт, а его не берут. Виданное ли дело на Севере?..» Елизавета Порфирьевна сразу отправи лась на квартиру к председателю и, пока его ждала, успела познакомиться с пожи лой женщиной и ее младшей сестрой. Председатель сказал Орловой: . — Не могу выгнать старую жену толь ко за то, что она, по несчастью, не имеет детей. Мы с ней дружно всю жизнь про жили, но детей нет. Без детей — совсем не жизнь. Для чего я живу? Поэтому мы с женой решили, чтобы я женился на ее младшей сестре. И, слава богу, вот пошли дети, которых мы все любим... С точки зрения общепринятых норм та кая ситуация ни в какие рамки не укла дывалась: типичный двоеженец, «разложе нец», при живой жене привел в дом другую! Но Орлова понимала, что нельзя подхо дить с одной и той же меркой к семейно бытовым укладам различных народностей. На материке подобные трагедии бездет ных семейств часто разрешаются усыновле нием сирот, взятых со стороны. А здесь, на севере, где существует культ ребенка, где низка рождаемость,— у кого бы мог пред седатель «позаимствовать» приемыша?.. Орлова провела здесь остаток вечера, играла4 с мальцами, учила женщин обра щаться с новенькой швейной машинкой. Провожая, председатель спросил: — Что мне теперь будет? Как хотите ре шайте,— ребят не отдам. Орлова засмеялась: — И жену не отдавай. Хорошая она у тебя, хозяйственная, заботливая. И старого друга береги, живите по чести, по правде! „СОЛНЦА ВОСХОД!“ О том, что дала этнографу Орловой эта первая камчатская командировка, длившая ся много месяцев, свидетельствует список ее научных работ: «Коряки полуострова Камчатки», «Ительмены» (остатки древних обитате лей)», «Азиатские эскимосы», «Ительменские сказки», «Этнографическая карта Камчатки (по ма териалам переписи Ч926— 1927 годов)». Букварь «Солнца восход!» (Первая книга на алеутском языке!)... Если бы даже не было всех этих соро ка работ, если бы Орлова создала только одну эту последнюю книгу, то и тогда бы Елизавета Порфирьевна могла считать свою жизнь прожитой не даром. В прошлом веке русский миссионер отец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2