Сибирские огни, 1967, № 9
грамма крупы в месяц, граммов двести са хару и немножко подсолнечного масла. В других институтах давали еще и се ледку. Одно .время жила я у двоюродной се стры на Литейном проспекте, это от инсти тута километров пять. И на всем этом пу ти осенью и зимой мерцали только две электрических лампочки. В институтских залах поставили буржуй ки, пекли на них лепешки, картошку — что придется. Ходили на воскресники, разгру жали вагоны. Явилось трудно, но все учи лись вдохновенно, увлеченно. Ученье не было обязанностью, оно составляло смысл всей жизни. На Мойке, где находился Географиче ский институт, собралась отличная профес сура: 'Ган-Богораз читал историю народов Севера; Штернберг (тот самый Штернберг, на работы которого о гиляках ссылался Эн гельс)— этнографию социальной и духов ной культуры; Ферсман (еще молодой, еще не открывший знаменитых апатитов) — ми нералогию. Любое из этих имен сегодня можно най ти в энциклопедиях, академических спра вочниках, их труды вошли в сокровищницу человеческой культуры. А как выглядели эти люди, тогда еще сравнительно молодые, не тронутые «хрестоматийным глянцем»? Тана-Богораза обожали как великолеп ного ученого и смелого путешественника. •На его лекции нередко приходил весь сту денческий Петроград. Профессор не стремился поражать ауди торию экзотическими деталями быта «ди карей», не идеализировал «примитивный уклад» туземцев, как порою делали другие этнографы. Он подходил к малым народно- ■ стям России как интернационалист и вели кий гуманист. Он рассказывал не только о варварских обычаях, но и о чудовищной эксплуатации этих обездоленных людей, ко торых царизм обрек на вымирание. Председатель Ленинградского филиала Комитета Севера Тан-Богораз делал все, чтобы помочь чукчам, алеутам, юкагирам, особенно молодым их представителям. Они чудом добирались в Питер с Чукотки, Ана- дыря и других отдаленных и заброшенных уголков огромной империи. Они приходили к профессору прямо на дом: — Здравствуй, дедушка Богораз! — Здравствуйте, внучики! — отвечал он. — Мы вас знйем преотлично, хорошо помним,— уверяли далекие гости. — Помните? Гм... А сколько старшему из вас? — Двадцать. — М-да... Я уехал из ваших краев лет тридцать тому... «Но, в сущности, мои новоявленные зна комцы были правы,— позже писал Бого раз,— я хорошо знал их отцов, дедов. Мы, политические, дружно жили е населением». Студенты же говорили так: «Десять лет царской тюрьмы» — о Бого разе. «Каторга и ссылка на дальнем севере, у гиляков»— о Штернберге. И так — Почти о каждом. Разумеется, среди профессуры были разные люди, но их объединяло главное: они искали и находили у молодежи не только способности к наукам, но раньше »сего — чувство гражданского долга. Не трлько будущих «продолжателей школы», но продолжателей гражданского подвига. Учителя и ученики сближались духовно, роднились, как роднится отец с подрастаю щими детьми, как врастают в вековой ствол свежепривитые ветви. Ученые с мировым именем и студенты жили одной семьей. Теплое человеческое участие, задушевное слово, совет, шутка хорошо помогали в те трудные годы. Однажды профессор Штернберг пришел в общежитие. — Хлебный паек очень мал,— сказал он.— Всем сейчас трудно, но молодым труднее, чем нам. Люди моего поколения пережили и «е такое. Мы— старше, зака леннее. Я буду приносить вам половину своего пайка, и прошу поддерживать сла бых... Потому- то Лиза Орлова, как и ее свер стники, обретала качества, необходимые не только ученому, но всякому настоящему человеку: неприхотливость, общительность, готовность в любую минуту прийти на по мощь другому, отправиться в самый даль ний уголок земли, если это нужно от чизне. Хоть голод и не1тетка, студенческая мо лодежь умела жить весело. Сочинялись ча стушки. Например, про геолога Эдель- штейна: ■ Наш профессор —он геолог. — На пути нашел осколок. Чтоб его определить, Институт решил открыть... Штернберг, когда находился в аудито рии, казался очень строгим, непрестанно ку рил и хмурился. Конспект его лекции уме щался на маленьких листочках, которые он извлекал из большого конверта. Он сердито брови хмурит. Скажет слово — и закурит... Он конверт с собой таскает. Всю премудрость в нем черпает... Тана-Богораза трудно было представить без рюкзака. Он ходил ¡в меховой чукотской кухлянке, а за плечами висел' этот зеленый мешок. В нем ученый носил хлеб, селедку,, книги. Он на лекции сидит. За спиной мешок висит. Готентотскую Венеру Восхваляет он не в меру,. Ботокудов обожает И во всем им подражает... Но была еще одна общая песня — «Гимн географов»: На брегах Невы глубокой. Жаждой к знаниям горя. Собралась с Руси широкой Наша дружная семья Мы вперед стремимся смело.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2