Сибирские огни, 1967, № 8
и дело звучат в новой книге К. Лисов ского.1 Вызывая в памяти дорогие всем нам образы борцов за Советскую власть в Сибири, автор, к сожалению, не всегда мо жет (вернее, ему не всегда удается) нари совать живые, полнокровные их характе р ы —такие, какой дан, к примеру, в сти хотворении, посвященном' памяти М. И. Ошарова, талантливого сибирского писате ля, одного из первых организаторов Совет ской власти в Эвенкии («Фактория Оша- рово»). Чисто публицистическая обнажен ность мысли писателя вкупе с изрядной долей риторики нередко гасят поэтическое чувство, не дают читателю веского повода для ответного сопереживания (стихи «Ули цы носят их имена», «Газете «Краснояр ский рабочий»). Острее по мысли, эмоционально напря женнее оказываются те стихи К. Лисов ского, в которых речь идет о любви к род ному краю, о назначении поэзии в жизни, о друзьях поэта — искателях и творцах («Сердце», «Звезда Полярная глядит в ка юту...», «Это вовсе не охи, не вздохи...» и др.). Эти стихи очень откровенны, искрен ни, порою резки и полемичны. И здесь не во всем соглашаешься с автором. В стихотворении «Цена строки», дав шем название книге и, значит, в какой-то мере программном, говорится о неразрыв ной связи поэзии с повседневной жизнью, нередко суровой, и многотрудной. Позицию поэта, поверяющего «цену строки» «в це хах, на стройках», «у костров», можно б только приветствовать, если бы... если бы он не свел столь важный и непростой раз говор к заурядной «внутрицеховой» поле мике, более характерной для времен пяти шестилетней давности, нежели для дня се годняшнего С открытым забралом бросается герой поэта в бой, не скрывая своих пристрастий и антипатий, пренебрегая нюансами всяких там поэтических «переходов» и «поворо тов»: Д а , н а м ч а с т о ж и л о с ь н е с л а д к о . С т у ж а ж г л а н ас И ш т о р м м о т а л . Т о л ь к о (? !) МЫ н е б ы в а л и п а д к и Н и н а м о д у . Н и н а с к а н д а л . Это неожиданное «только», мягко гово ря, несколько озадачивает читателя: как может быть, «падким» на «моду» и 'на «скандал» герой, которому заведомо отда ны все авторские симпатии,— человек, ви димо, нелегкой жизненной судьбы (он «спал в снегу», «на ветру пронзительном дрог», «мерзлую корку на двоих делил» и т д ) ? Казалось бы, стоит ли тут «огород горо дить»? А «городить», оказывается, стоит, и без излишних предисловий поэт раскрывает нам суть «проблемы»: 1 К . Л и с о в с к и й . Ц е н а с т р о к и . Н о в ы е с т и х и . Н о в о с и б и р с к . З а п .-С и б . кн . и зд .. 1966. З н а е м м ы э т и ш т у ч к и -д р ю ч к и , Р а з л и ч а е м т щ е с л а в и я з у д !.. Н ы н ч е м а л ь ч и к и -н е д о у ч к и С т а р о м о д н ы м и н а с зо в у т . Ч т о ж , п о с в о е м у п р а в ы , в р о д е! К а к и п р е ж д е , т а к и с е й ч а с К э т о й с а м о й , п р о с т и т е , м о д е О т н о ш е н ь е с в о е у н а с . Как видим, весь гнев, весь пафос авто ра направлен против «мальчиков-недо- учек», сиречь против молодых поэтов, под верженных преходящей «моде», алчущих «славы бойкой» да считающих «в залах хлопки». Можно и должно осудить вместе с пи сателем «тщеславия зуд», этакую неуем ную жажду легкого, «эстрадного» успеха, свойственную некоторым нашим молодым поэтам. Но только ли молодым, только ли «мальчикам-недоучкам» «зуд».этот не дает покоя1 И не весьма ли проблематичен, наконец, самый «вопрос» о молодых поэтах-«недоуч- ках» в наше время? Ведь подавляющее большинство из них, как известно, никак не может сказать о себе: «Мы академиев не кончали!» Да и «заполярных гудков ра скаты, Ангары смиренной волна», и многое другое, чем ныне измеряется жизненная ценность поэтической строки,— все эго ве домо им, молодым, отнюдь не понаслышке. Читаем, однако, дальше: Н е к и ч а с ь К о н с о н а н со м х л е с т к и м И л и р и ф м о ю к о р н е в о й , В н о в ь о н а (с т р о к а .— В. К.) я т е л о г р е й к е ж е с т к о й О т п р а в л я е т с я в п о и с к св о й . Опять же: с каких пор консонансы', кор невые рифмы и прочие «штучки-дрючки» противопоказаны поэзии? И разве поиск достоверного и жгучего жизненного со держания мыслим без изысков и находок формального порядка? Зачем же приви легию освоения новых ярких поэтических форм отдавать «недоучкам»? Понятно, что и «консонанс» и «корневая рифма» упот реблены в стихотворении как некие симво лы формалистического штукарства, но, пра во же, это не какие-то фетиши, и стоит ли их поносить всуе!.. Досадно, что верно намеченную, серьез ную, ответственную тему — о поэзии, пи тающейся живыми соками действительно сти, и о поэзии умозрительной, оторванной от жизни —поэт разменял на перепалку с «мальчиками», перепалку, очень похожую на пресловутые споры «отцов и детей». А ведь поэтические «мальчики»-то наши уже возмужали, они не только «разные», среди них и очень много «хороших», чего из стихотворения К. Лисовского не видно. •Вообще, «модные поэтические хлыщи» поминаются недобрым словом в книге не единожды. Иных же, более достойных представителей нашей молодежи не видно. И в этом — субъективная узкость, одно сторонность авторской позиции. Вернемся, однако, к главному и люби- 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2