Сибирские огни, 1967, № 8
лотая пчела». В журнале «Наш современ ник» она была опубликована под заголов ком «Личная жизнь». Эти два слова до вольно точно отражали содержание произ ведения Писатель, который до сих пор пи сал жизнь без подразделений на «личную», «общественную», «деловую», «творческую» и т. д., решил заострить свой взгляд на од ном, ограниченном участке бытия. Что ж, такое, намерение кажется обос нованным. Ситуация, в которую попадают герои повести, такова, что проблемы «лич ной жизни» невольно выступают в ней на первый план. Никита Ильич Крылов был оставлен женой, когда их сын Никита был еще сов сем мал. Он сам вырастил мальчика, кото рый теперь готовится поступить в инсти тут, Прочная дружба соединяет Крылова с .артисткой Еленой Константиновной. Они решили пожениться, когда Никита-млад- ший поступит в институт. И тут вдруг из мрака неизвестности объявляется жена Крылова Людмила с маленьким сыном Иваном. Как выясняется, она была заму жем еще до брака с Крыловым; муж про пал без вести на войне, но потом объявил ся, и Людмила уехала с ним. Теперь отец Ивана умер, сама Людмила смертельно больна, малыш может остаться совсем один Герои этой повести — хорошие, отзыв чивые люди. Тяжелая ситуация, в которую с(ни попали, позволяет автору отрекомен довать их с самой лучшей стороны. Так, например, Никита Ильич предстает как олицетворение доброты и самопожертвова ния. С. Никитин всегда был добр к своим героям И то, что в этой повести некоторые из них выводятся более совершенными, чем это нередко бывает в жизни, само по себе, по-моему, не является недостатком. Связь литературы с жизнью очень сложна, туг не обойдешься формулой «похоже или не похоже». Незадача в том, что до сего вре мени вопрос о сопоставлении героев С. Ни китина с «героями» жизни просто как-то не возникал. За исключением отдельных, до вольно редких случаев, произведения писа теля воспринимались как сама жизнь, про пущенная через призму видения автора Иное дело в «Золотой пчеле». Хорошие люди здесь изображены вне борьбы, им не с кем скрестить шпаги за свои идеалы. Есть, правда, на обочинах повести мелкий пакостник и мизантроп Пашка Канунни- ков, мелькает легкомысленная девица, ищу щая выгодного брака. Но с развитием ос новной линии сюжета эти персонажи поч ти не связаны. В жизни, разумеется, быва ет, что люди свершают благороднейшие поступки, не вступая при этом ни в какую борьбу. А вот литературе, самой природе художественного обрата такое положение, по-моему, противопоказано. Герой, кото рый ни с кем не борется, вял и неинтере сен. Психологический экскурс в душу добро го и благородного Крылова дан а повести (совсем ие в духе С'.' Никитина) прямоли нейно, почти схематично. Возьмем, напри мер, эпизод, когда Никита Ильич обдумы вает свое трудное положение Он садится на лавочку и машинально чертит прутиком на песчаной дорожке носатую единицу. «Под этим номером он как бы поместил один из своих нравственных принципов, который гласил, что человеку в беде не пременно надо помочь. Этим принципом он не мог бы поступиться, и, значит, остава лось лишь найти лучший способ последо вать ему». Этапы дальнейших рассуждений следуют опять-таки под номерами, кото рые Никита Ильич чертит тем же прути ком на песке. Итак, есть принцип (номер один), по ступиться им нельзя. О чем же пойдет речь дальше? О «лучшем способе последо вать ему»? Не маловато ли? Разве душев ную борьбу, сомнения, переживания — все это могут заменить рассуждения с «циф рами на песке»? Не узнать в этой повести и сочного ни китинского языка. Уже на первой страни це спотыкаешься о штамп: «Никита Ильич... священнодействовал у газовой плиты». Слишком много здесь не очень обязатель ных описаний, аппетитно накрытых столов, наполненных рюмок, ресторанных карти нок. Не нарисованы, а всего лишь кратко «отрекомендованы» мншие второстепенные персонажи, например, Елена Константинов на, майор Карасев, Лина. Недостатки «Золотой пчелы» выглядят, вероятно, еще более выпукло потому, что повесть преподносится читателю в сосед стве с высокохудожественными произведе ниями. В статьях и разговорах о С. Никитине нередко мелькает слово «традиционность». Я не ставлю своей задачей разобрать в этой статье вопрос «Никитин и традиции». Хочется лишь сказать что писатель — и это его самая симпатичная черта — верен одной из главных традиций передовой рус ской (да и не только русской) литерату ры, выраженной в неизменном внимании к тем, кому плохо, кто не нашел себя, «не состоялся». Боль за таких людей, сочувст вие им пронизывают творения писателя и тогда, когда он рисует счастливых, живу щих полнокровной жизнью героев. Б . К о р ж е в ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПОЭЗИЯ АВТОРА В ейнбаум, Дубровинский, Перенсон, Лебедева, Боград... Славные имена героев революции и гражданской войны ,то 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2