Сибирские огни, 1967, № 8
творчеством, всем талантом. Галерея ме щан у него ^ велика: Роман Половодов («Собственный дом»), Аверкин Лыков («Крах»), Инга и ее мать из рассказа «Тряпки», женщина из рассказа «Краси вая»... Однако С. Никитин обладает редким даром «прояснять» в любом, даже в сов сем, казалось бы, несимпатичном человеке что-то неподдельно светлое, привлекатель ное. Выражаясь словами известной прит чи, отыскивать жемчужные зерна. Аверкий Лыков угрюм, черств, нелю дим, нечист на руку-и т. п. Но он отлич ный работник, не лишен ума и сметки, рождение пусть даже нежеланной дочки вызывает в нем волнение и радость. «Кра- сивагр» хоть и польстилась на стариков ские деньги, но теперь по-человечески каз нится. Великолепен рассказ С. Никитина «Го сти». На протяжении нескольких страниц пи сатель рисует некоего отставного генерала Пухова и его семейство, приехавших в го сти к фронтовому другу генерала, ныне ди ректору, ученому Андрею Поликарповичу Смаковникову. Дети Пухова — закончен ные бездельники, с порочными наклонно стями, жена — мещанка, вышедшая замуж из соображений корысти, а сам генерал ка жется человеком безнадежно отсталым, ничем, кроме прошлых фронтовых дел да рыбалки, не интересующимся. С каждым днем гости вызывают все больше раздра жения у хозяина дома. И, читая эти стра ницы, невольно начинаешь сочувствовать Смаковникову, которого отрывают от де ла, лишают покоя... В самом конце рассказа писатель за ставляет и Смаковникова и нас взглянуть на того же генерала иначе. В темноте, пос ле дождя Пухов собирает в саду выполз ней, готовясь утром идти за лещами. Ря дом с генералом ходит английский сеттер Смаковникова Люстра. ) «Было что-то невероятно трогательное в том, как, приседая, ставил он (Пухов) в пятно света баночку, как старался взять червя непослушными пальцами, и в том, что по пятам за ним ходила Люстра и, ког да он приседал, она тоже садилась и начи нала смотреть ему в лицо, а он что-то ти хо, с ласковой укоризной говорил ей». Эта ' картина как бы высвечивает дото ле скрытую, важнейшую грань образа Пу хова. Перед нами уже не просто отставник, выпавший из колеи жизни, не «носитель» каких-то неприятных свойств, а прежде все го пожилой человек, которому приходится несладко. Неприязнь и раздражение по от ношению к нему уступают место другим чувствам. И все эти «волшебные изменения» про исходят без каких-то значительных поступ ков действующего лица, только за счет ма стерского рисунка да, пожалуй, особого ракурса изображения. Так, в двух глав ных аспектах —- видимость и сущность — наблюдает писатель не только отдельно взятых людей, но и многие явления жизни- С неподдельной любовью описывает он маленькие русские городки, «где орали на зорях петухи, вертелись над крышами са модельные флюгера с трещоткой», где сто ят дома, засыпанные золотыми листьями лип, а под низкими заборами — повытоп танная мурава. Почти во всех рассказах С. Никитина наряду с этими милыми серд цу автора картинками мы встречаем лю дей, о судьбе которых писатель говорит с грустью, тоской, порой — с болью в душе. Таковы, например, Степан («На родине»), Аля Реутова («Рассказ о первой любви»), Васена («Первые заморозки»), Володька («Дом под липами»)... У этих разных, не похожих друг на друга людей что-то не задалось в жизни. А ведь могло, могло быть по-другому. Почему же одним сопутствует удача, а другим — неудача, у одних те же шестьде сят-семьдесят лет переполнены тревогами, борьбой, успехами, радостями, любовью, счастьем, а у других —лишь серым однот образием дней и тоской по несбывшемуся? Писатель не дает ответа на эти вопрос сы. Но не будем упрекать его: художник не пророк, у него иные задачи. Доказывая, что под оболочкой смирения, равнодушия, кажущейся ординарности нередко бьются1 пылкие сердца, живут яркие мечты, он тем самым дает нам увидеть целину потенци альных возможностей, которые таят в себе эти милые автору люди. В последние годы в творчестве С. Нйт китина намечается поворот к более круп ным жанрам. Одна за другой выходят ма ленькие повести «Собственный дом», «Па дучая звезда», «Золотая пчела». Наиболее удачной из них мне кажется «Падучая звезда». О ней уже много писа ли, и я не собираюсь детально анализиро вать это отличное поэтическое произведе ние. Хочется лишь заметить, что, обратясь к теме, которую до него решали многие та лантливые художники,— к теме войны, пи сатель сумел подойти к ней по-своему. Почти вся повесть посвящена жизни Мити Ивлева до того периода, когда он стал солдатом и принял участие в наступа тельных боях. Он еще ничего не успел со вершить значительного. Но художник дает нам почувствовать, что перед нами лич ность необыкновенная, с душой на редкость богатой и светлой, могучий расцвет кото рой впереди. Он мог бы стать героем и прославиться в боях за Отчизну, мог бы свершить много замечательных дел после войны... Но весь этот яркий мир мыслей, чувств, мечтаний погасит навсегда фашист ская пуля. - Здесь нет острого сюжета. Последова тельно и неторопливо рисуется жизнь Ми ти. Но чем дальше движется время, тем ближе роковой день... Так возникает гума нистический пафос повести, нарастает ее антивоенный и антифашистский накал. Последняя повесть С. Никитина — «Зо 12* 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2