Сибирские огни, 1967, № 8
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ю. Б л а н к СУЩНОСТЬ и видимость ом,ню, лет десять тому назад я пр читал первую книгу Сергея Никит! на. Особенно взволновал меня тогда «Рас сказ о первой любви». Истории о том, как некогда, в юности горячо любимое, прямо-таки обожествляе мое существо предстает спустя несколько лет совсем в ином свете, как зрелость от крывает глаза на жизнь,— такие истории рассказаны и многими другими современ ными писателями. Нечто подобное есть у Ю. Казакова и П. Проскурина. Бывало это и в прошлом: если писатель склонен к ли рическим раздумьям, то, вступая в пору возмужания, он с грустью вспоминает г юношеских идеалах, рассказывает о круше нии иллюзий... «Рассказ о первой любви» запоминает ся по-своему Проходит время, стирается ( памяти содержание, но в ушах продолжает звучать необыкновенная, полная грустны раздумий музыка произведения. И сейчас, перечитывая недавно издан ные две книги С. Никитина,1 в которых собрано более сорока рассказов и несколь ко маленьких повестей,— итог работы пи сателя за полтора десятилетия, думая об отличительных свойствах его творчества, я в первую очередь прихожу к мысли о не повторимой музыкальности его прозы. Не знаю, намеренно ли автор придает 1 С е р г е й Н и к и т и н . В е с е н н и м у тр о м . П о в е с т и и р а с с к а з ы . « М о с к о в с к и й р а б о ч и й » , 1966; З о л о т а я п ч е л а . П о в е с т и и р а с с к а з ы . В е р х н е -В о л ж с к о е кн. и з д ., 1966. музыкальность своим произведениям, или музыка звучит в его прозе как нечто неот делимое от других ее элементов— языка, мыслей, красок, но, мне кажется, каждый рассказ С. Никитина, помимо прочих до стоинств, обладает своей мелодией, особой гаммой звуков, тональностью, ритмом. О чем же поет лира С. Никитина? Нетрудно заметить, что писатель отдает щное предпочтение родному краю — Клязьме, ее лесам и лугам. Лирический ге- юй — а в рассказах С. Никитина, как в юэзии, он почти всегда ощущается — не- [зменно влюблен в людей, удачливых и (еудачливых, веселых и грустных, населя ющих родные города и села. Собственно юворя, творчество писателя — это развер нутое объяснение в любви к родному краю I его людям. Однако было бы неверно считать С. Ни китина неким «областным» писателем, по святившим свою лиру родной клязьминской пойме Как бы красивы ни были пейзажи в рассказах и повестях С. Никитина, с какой 1ы влюбленностью ни говорил писатель о :воих земляках, он всегда главное внима- ие уделяет насущным общечеловеческим поблемам. С самого начала своей писательской еятельности С. Никитин заявил себя как рый, непримиримый враг мещанства. Один 13 его персонажей доктор Почемуев в по сети «Собственный дом» так выражает свое (и, как видно, авторское) кредо: «Ме щане, бррат, это гниды. Каждый сам по себе мелок, а скопом могут чистое тело жизни опаршивить. Но ты, бррат, думаешь, мы его совсем прихлопнули? Черта лысого! Российский мещанин ушел в подполье. Он лишен опоры — собственности и государст ва, охраняющего ее,— он затаился, но гни- ленькая мораль его все еще заражает воздух. У него, бррат, еще есть сила. Мед ленная и гнусная сила болота, которое, только недогляди, затянет возделанную пашню. Будем противостоять этой силе!» С. Никитин противостоит ей всем своим 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2