Сибирские огни, 1967, № 8
Алтаузена, Иосифа Уткина, Михаила Ску ратова, Игоря Славнина в середине двад цатых годов охотно и часто печатались в ведущих центральных журналах, сборниках и альманахах, систематически появлялись на страницах «Сибирских огней». Вот что писал в начале 1924 года об успехе у мос квичей стихов Д. Алтаузена ' Игорь Слзв- нин в своем письме к М. Скуратову: «У меня дела хороши — у Джека головокру жительны. Каждое стихотворение —успех, каждая строчка — достижение. Мы с ним вместе работаем в «Красной нови» Стихи его приняты в «Ниву» и в «Недра». Это даже для Москвы — здорово»'. Еще больший успех выпал на долю Ио,- сифа Уткина. Достаточно сказать, что за сравнительно короткое время А. В. Луна чарский посвятил его поэзии три специаль ных статьи. В 1925 году он поздравлял ком сомол и «русскую литературу с появлением первых произведений Иосифа Уткина», ви дя в нем «настоящего, подлинного поэта». В 1926 году на страницах «Правды» Луна чарский назвал «Повесть о рыжем Мотэле» «одним из шедевров нашей молодой поэ зии». Указывая на гуманность, мягкий ли ризм уткинской поэзии, Луначарский срав нивал ее с «первой песней подснежника, со провождающей успешное закладывание фундамента социалистического строя»* 2. Имена литераторов-сибиряков и книги их стано’вились достоянием нового массово го читателя России, и самое примечатель ное то, что творчество их не растворилось в этом потоке, сохраняя яркий сибирский 'А р х и в М . С к у р а т о в а . Ц и т. п о п и сьм у М . М С к у р а т о в а к о м н е о т 31 я н в а р я 1966 г. 2 А. В . Л у н а ч а р с к и й . С о б р . с о ч ., т. 2, М ., 1964. с. 339. колорит и подлинное идейно-художествен ное своеобразие Георгий Вяткин еще в 1925 году в рецензии на книгу стихов В. Заводчи кова «Горький мед», вышедшую в москов ском издательстве «Молодая гвардия», с полным основанием писал: «Литературный молодняк Сибири растет и крепнет Имена Иосифа Уткина, М Скуратова, Владимира Заводчикова известны уже за пределами Си бири,— это поэты, рожденные революцией, закаленные ее суровым огнем испившие ее горький мед. На стихах каждого из них сказалась в той или иной степени Сибирь,— и просто, кай страна с своеобразными геог рафическими условиями, и как арена оже сточенной гражданской войны»3. Так, в муках и поисках, в постоянном творческом горении рождались насыщенные романтикой и пафосом революции первые страницы молодой советской литературы в Сибири. Повсюду в крае — от Барнаула и Омска до Новосибирска ■и Иркутска — на чинают ключом бить живые родники поэ зии. Литература Сибири, преодолевая про винциальную ограниченность, выходит на широкие просторы творчества, прорывается к большим и значительным темам, стано вится искусством, нужным новому массово му читателю. Лучшие произведения писа- телей-сибиряков делаются достоянием всей советской литературы. Повести и рассказы Л. Сейфуллиной, «Два мира» Вл Зазубри на, книги Анны Караваевой, Г Фраерма- на, П. Далецкого. Ис. Гольдберга, стихи Иосифа Уткина, М. Скуратова, Джека Ал таузена, Л. Мартынова и других писателей приобретают широкое звучание и популяр ность. 3 « С и б и р с к и е о г н и » . 1925. № 6. с т р . 190. 12 С и б и р с к и е о ги и № £
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2