Сибирские огни, 1967, № 8

четливо видно, в каких противоречиях, с неизбежными издержками формировалась молодая советская поэзия в Сибири, как боевое, революционное мироощущение ком­ сомольских поэтов прокладывало себе путь, преодолевая под напором живой жизни влияние старой буржуазной эстетики, влия­ ние непосредственных литературных учи­ телей и наставников из «Барки поэтов». От номера к номеру начинали все ярче разгораться «Красные зори». Особенно ра­ довал в них отдел поэзии, отдел интерес­ ный и тематически разнообразный. От об­ наженной публицистики поэты все более и более начинали переходить к образному ос­ воению действительности во всем много­ образии ее социальных связей. «Если это здоровое движение будет продолжено,— говорилось в рецензии «Сибирских огней» на вышедшие номера журнала,—то скоро на страницах «Красных зорь» мы увидим образцы подлинно новой поэзии... Журнал скоро станет интересным и нужным широ­ кой читательской массе явлением. Пусть же редакция не опускает парусов, а все тверже крепит их»1. По иронии судьбы это предсказание от­ носилось к последнему выпуску журнала, прекратившему свое существование как раз на пятом номере. Очевидно, в это время в Иркутске не было еще достаточно объек­ тивных условий для более или менее дли­ тельного существования своего периодиче­ ского печатного органа. Многие из авторов и сотрудников его вскоре уехали из горо­ да, не располагал в те годы Иркутск, кроме Ис. Гольдберга, и крупными прозаиками. Плохой была материальная база журнала. Сыграли свою роль в- закате «Красных зорь», несомненно, и «Сибирские огни», по­ степенно становившиеся подлиным центром литературной и культурной жизни всей Си­ бири. Кроме журнала, илховцы выпустили не­ сколько коллективных поэтических сборни­ ков. В 1923 году вышел литературно-худо­ жественный сборник ИЛХО «Май». Мно­ гие из вошедших в него стихов еще весь­ ма несовершенны, но все они согреты мо­ лодым задором, верой в ближайшее всеоб­ щее, чуть ли не вселенское счастье. Стихи искрятся солнцем и жизнелюбием. Одно из стихотворений так и названо: «Перед ми­ ровым рассветом» (Н. Хребтовский). Удаль, любование своей силой звучит в стихах М. Скуратова «Красный кречет», посвященных советскому воздушному фло­ ту. А х, л ю б о г а р ц е в а т ь н а в ы с о т е . О т п л я с ы в а т ь з а т у ч а м и ч е ч е т к у И в и д е т ь , к а к ж у ж ж а щ и й к о р о с т е л ь — П р о п е л л е р м о л и т с я з в е з д е -к р а с о т к е . Ему вторит Валерий Друзин: С к о р о м ы с с о л н ц е м в с т у п и м В р а д о с т н у ю и гр у . ...С к о р о и с с о л н ц а б л е с н е т н а м К р а с н а я н а ш а з в е з д а . 1 « С и б и р с к и е о г н и » , 1923. № 3, с т р . 210. С ними перекликается Иван Молчанов. Поэт полон гордого сознания от того, что «наш гимн могучий несется к Альпам, про­ режет сумрак парижских тюрем». «Сегод­ ня,— говорит он,— город весенним залит, се­ годня всюду Ривьера, Ницца». Такое же жизнерадостное, солнечное мироощущение, весеннее половодье чувств плещется через край в стихах И. Уткина и Д. Алтаузена. И только однажды врывается в этот радостный взрыв чувств щемящая, груст­ ная нота. В стихотворении «Как было» И. Молчанов, возвращаясь к своей излюб­ ленной теме, пишет о расстреле белыми ка­ рателями двух пленных красноармейцев. Я н е зн а ю з а в е т н ы х с к а з а н и й . Н о о д н о н а ш е п т а л к о в ы л ь , К а к д в о и х б о й ц о в и з К а з а н и З а к о п а л и в с т е п н у ю п ы л ь . В начале 1924 года илховцы выпустили второй свой поэтический сборник — «Ильи­ чу». «Каплей, самой . незаметной песчин­ кой,— писали поэты,— войдет в музей Ильича-Ленина настоящий сборник стихов иркутского пролетарского молодняка». Без­ граничной любовью к вождю, верой в бес­ смертие ленинского дела согреты страницы этой книги, одной из первых в художест­ венной Лениниане. По словам рецензента «Сибирских огней» Вивиана Итина, «сбор­ ник иркутян не песчинка, а краеугольный камень. Это первый художественный сбор­ ник об Ильиче»2. Приведя обширные выпис­ ки из стихотворений, помещенных в сбор­ нике, В. Итин замечает: «Стихи говорят са­ ми за себя. Они свежи и гулки, как комсо­ мольское сердце. Сборник илховцев был бы украшением каталога любого нашего из­ дательства и заслуживает самого внима­ тельного отношения»34. Сохранился одобри­ тельный отзыв о сборнике илховцев и Иго­ ря Славнина. В письме к М. Скуратову И. Славнин писал: «Сборник ваш, посвя­ щенный Ильичу, сделан довольно крепко. Думаю, из провинциальных — лучший»4. Опубликование книги «Ильичу» было последним значительным литературным вы­ ступлением илховцев. В это время в Ир­ кутске уже не. было В. Друзина и Д. Ал­ таузена. Первый уехал в Ленинград. Вто­ рой -—по комсомольской путевке направ­ лен был на учебу в Москву. Вскоре уезжа­ ют в Москву М. Скуратов и И. Уткин. Еще раньше оказался в Москве один из настав­ ников комсомольских поэтов Игорь Слав­ нин. Опыт литературной работы в Иркутске не прошел бесследно для дальнейшего твор­ ческого роста илховцев. Более того, он по- настоящему способствовал их быстрой идейно-художественной зрелости. Молодые иркутские поэты уверенно входили в боль­ шую советскую литературу. Стихи Джека 2 « С и б и р с к и е о г н и » . 1924, № 1, с т р . 243. 3 Т а м ж е , с т р . 244. 4 Л и ч н ы й а р х и в М . С к у р а т о в а . Ц и т . п о т е к с т у п и с ь м а М , С к у р а т о в а к о м н е о т 31 я н в а ­ р я 1966 г. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2