Сибирские огни, 1967, № 8

мя И. Уткин понял, что поэзия —его при­ звание на всю жизнь. На экземпляре кол­ лективного сборника илховцев «Май», при­ надлежащем М. Скуратову, он оставил 3*го мая 1923 года такую надпись: «Хорошему чело-веку ,и поэту. Пожелай также и в да­ лях, как и сейчас, любить поэзию, любить звуки. Что может быть прекраснее поэ­ зии?! Что' может быть человека лучше, лю­ бящего поэзию?!» Среди первых литературных выступле­ ний илховцев довольно высокой культурой стиха, мягкостью и задушевностью интона­ ций выделялись стихотворения семнадцати­ летнего Джека Алтаузена, самого молодого из комсомольских поэтов Иркутска. В пер­ вом же номере «Красных зорь» появилось его «Городское» — живописная стихотвор­ ная зарисовка городского «пейзажа» на­ чальной поры нэпа. Перед читателем мель­ кают сценки и картины шумной улицы: фигурка' газетчика на костылях, бойко гор­ ланящего на всю улицу: «Новости, ново­ сти! В Персии умер персидский шах», по­ является какой-то сонный, седой ла-кей, что «у -подъезда парадного щурится», и здесь же кри-вые панели, нагло кричащие вывески ресторанов и баров, мчащиеся по мо-стовым нарядные коляски. Точность -в отборе дета­ лей, пластика и четкость рисунка привлека­ ют в этом произведении начинающего поэта. Мягким лиризмом согрето его стихотво­ рение «В сумерках». С п и л а с ь м о с т о в а я , / Т а ю щ и й а п р е л ь . С о н н ы е т р а м в а и . Ч е р н а я п а н е л ь . М е с я ц б р е л в л ю б л е н н ы й В р а д у г у н очей , В л ы с ы е к о л о н н ы С т р о г и х п л о щ а д е й . Т к а л и с ь п а у т и н ы С о л н е ч н о й з а р и . С п а л и м а г а з и н ы . С п а л и ф о н а р и . 1 Жизнь города, пестрая толчея город­ ских улиц, кричащие контрасты нэпа — один из излюбленных мотивов в лирике раннего Д. Алтаузена. Именно нц этих ули­ цах начинающий поэт подсмотрел и героя своего лучшего произведения тех лет — по­ эмы «Маленький босяк», в которой живо передана трагедия беспризорничества, до­ ставшегося нам в наследство от граждан­ ской войны. В то время многие об этом думали и писали. В тех же «Красных зор- рях» напечатано было стихотворение В. Скрылева (Томского) «Чистильщик са­ пог», во «Власти труда» —«Детям улицы» И. Уткина. Это тема «Правонарушителей» Л. Сейфуллиной. Д. Алтаузен, обращаясь к одному из больных вопросов времени, нашел свой угол зрения, позволивший ему создать под­ линно поэтическое произведение о босяке, что целыми днями «маленький, грязнень­ кий, юркий, по улицам мелькал голубым», чтобы «в один тоскующий вечер» нечаян­ 1 « К р а с н ы е з о р и » , 1923, № 2 - 3 , с тр , 5. но подсмотреть чужое счастье. Острой бо­ лью за маленькое бездомное существо от­ зывается сердце при виде того, как этот оборванный завсегдатай улицы, «жадно прильнув к щелям плотно закрытых став­ ней, глядел, как в светлой столовой пили горячий чай», как «чистый кудрявый маль­ чик» называл мамой и целовал какую-то добрую незнакомую даму. В этой, может быть, излишне сентиментальной сцене поэт стремился передать чувство неприкаянности и одиночества своего маленького героя, вы­ звать у читателя сострадание к нему. По­ явление «Маленького босяка» горячо при­ ветствовал в печати известный сибирский критик Валериан Правдухин. «Поэма . Ал­ таузена «Маленький босяк»,— писал он в «Сибирских огнях»,— просто и художест­ венно смотрит на читателя с первой стра­ ницы журнала своими мягкими и в то же время четкими красками и образами. Поэт сумел найти нужный ему тон жизненной простоты, соединив е?ю с подлинной по­ этичностью, и определенно овладел темой. Таких стихов еще не было в «Красных зо­ рях»2. Джек Алтаузен активйо сотрудничает1 во многих сибирских изданиях начала 20-х годов. Стихи его появляются во «Власти труда», «Кузнецах грядущего», сборнике «Май», несколько позднее в «Сибирских ог­ нях». Только в одной газете «Власть труда» весной и летом 1923 года он поместил до десятка стихотворений — «Героям париж­ ской коммуны», «Нет, не забуду», «Маль­ чик со спичками», «Первомайское», «Мы готовы» и др. Большинство из них отмече­ но яркой живописной образностью. Остро публицистические стихи писали в эти годы и другие поэты (А. Вечерний, Н. Колесников). Н. Хребтовский в 1922 году посвящает восторженные строфы 5-й Армии — «Тебе, освободительница Сибири» («Власть тру­ да», 1922, 13 августа). В журнале илховцев он пишет о красных зорях, которые «полы- шут над бескрайностью Сибири», о зорях, «горящих ало над земным простором». В наше время многие из этих стихов могут показаться, и не без основания, и рито­ ричными и просто слабыми по исполнению, но они — живое порождение эпохи, и взвол­ нованные голоса ее прорываются сквозь эти зачастую беспомощные, наивные и все же чистые, целомудренные строки. В сердцах поэтов бушевало пламя революции, и, как умели, они говорили и кричали об этом в своих стихах. Новое мироощущение не всегда и не сразу отливалось в художест­ венно совершенные формы. На произведе­ ниях многих авторов сказывалось и влия­ ние старых поэтических школ. На страни­ цах «Красных зорь» можно было ' встре­ тить и такие стихи, написанные, казалось бы, с благой целью — передать радость борьбы и победы: 2 « С и б и р с к и е о г н и » , 1923, .4, 3, с тр . 208. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2