Сибирские огни, 1967, № 8
мя И. Уткин понял, что поэзия —его при звание на всю жизнь. На экземпляре кол лективного сборника илховцев «Май», при надлежащем М. Скуратову, он оставил 3*го мая 1923 года такую надпись: «Хорошему чело-веку ,и поэту. Пожелай также и в да лях, как и сейчас, любить поэзию, любить звуки. Что может быть прекраснее поэ зии?! Что' может быть человека лучше, лю бящего поэзию?!» Среди первых литературных выступле ний илховцев довольно высокой культурой стиха, мягкостью и задушевностью интона ций выделялись стихотворения семнадцати летнего Джека Алтаузена, самого молодого из комсомольских поэтов Иркутска. В пер вом же номере «Красных зорь» появилось его «Городское» — живописная стихотвор ная зарисовка городского «пейзажа» на чальной поры нэпа. Перед читателем мель кают сценки и картины шумной улицы: фигурка' газетчика на костылях, бойко гор ланящего на всю улицу: «Новости, ново сти! В Персии умер персидский шах», по является какой-то сонный, седой ла-кей, что «у -подъезда парадного щурится», и здесь же кри-вые панели, нагло кричащие вывески ресторанов и баров, мчащиеся по мо-стовым нарядные коляски. Точность -в отборе дета лей, пластика и четкость рисунка привлека ют в этом произведении начинающего поэта. Мягким лиризмом согрето его стихотво рение «В сумерках». С п и л а с ь м о с т о в а я , / Т а ю щ и й а п р е л ь . С о н н ы е т р а м в а и . Ч е р н а я п а н е л ь . М е с я ц б р е л в л ю б л е н н ы й В р а д у г у н очей , В л ы с ы е к о л о н н ы С т р о г и х п л о щ а д е й . Т к а л и с ь п а у т и н ы С о л н е ч н о й з а р и . С п а л и м а г а з и н ы . С п а л и ф о н а р и . 1 Жизнь города, пестрая толчея город ских улиц, кричащие контрасты нэпа — один из излюбленных мотивов в лирике раннего Д. Алтаузена. Именно нц этих ули цах начинающий поэт подсмотрел и героя своего лучшего произведения тех лет — по эмы «Маленький босяк», в которой живо передана трагедия беспризорничества, до ставшегося нам в наследство от граждан ской войны. В то время многие об этом думали и писали. В тех же «Красных зор- рях» напечатано было стихотворение В. Скрылева (Томского) «Чистильщик са пог», во «Власти труда» —«Детям улицы» И. Уткина. Это тема «Правонарушителей» Л. Сейфуллиной. Д. Алтаузен, обращаясь к одному из больных вопросов времени, нашел свой угол зрения, позволивший ему создать под линно поэтическое произведение о босяке, что целыми днями «маленький, грязнень кий, юркий, по улицам мелькал голубым», чтобы «в один тоскующий вечер» нечаян 1 « К р а с н ы е з о р и » , 1923, № 2 - 3 , с тр , 5. но подсмотреть чужое счастье. Острой бо лью за маленькое бездомное существо от зывается сердце при виде того, как этот оборванный завсегдатай улицы, «жадно прильнув к щелям плотно закрытых став ней, глядел, как в светлой столовой пили горячий чай», как «чистый кудрявый маль чик» называл мамой и целовал какую-то добрую незнакомую даму. В этой, может быть, излишне сентиментальной сцене поэт стремился передать чувство неприкаянности и одиночества своего маленького героя, вы звать у читателя сострадание к нему. По явление «Маленького босяка» горячо при ветствовал в печати известный сибирский критик Валериан Правдухин. «Поэма . Ал таузена «Маленький босяк»,— писал он в «Сибирских огнях»,— просто и художест венно смотрит на читателя с первой стра ницы журнала своими мягкими и в то же время четкими красками и образами. Поэт сумел найти нужный ему тон жизненной простоты, соединив е?ю с подлинной по этичностью, и определенно овладел темой. Таких стихов еще не было в «Красных зо рях»2. Джек Алтаузен активйо сотрудничает1 во многих сибирских изданиях начала 20-х годов. Стихи его появляются во «Власти труда», «Кузнецах грядущего», сборнике «Май», несколько позднее в «Сибирских ог нях». Только в одной газете «Власть труда» весной и летом 1923 года он поместил до десятка стихотворений — «Героям париж ской коммуны», «Нет, не забуду», «Маль чик со спичками», «Первомайское», «Мы готовы» и др. Большинство из них отмече но яркой живописной образностью. Остро публицистические стихи писали в эти годы и другие поэты (А. Вечерний, Н. Колесников). Н. Хребтовский в 1922 году посвящает восторженные строфы 5-й Армии — «Тебе, освободительница Сибири» («Власть тру да», 1922, 13 августа). В журнале илховцев он пишет о красных зорях, которые «полы- шут над бескрайностью Сибири», о зорях, «горящих ало над земным простором». В наше время многие из этих стихов могут показаться, и не без основания, и рито ричными и просто слабыми по исполнению, но они — живое порождение эпохи, и взвол нованные голоса ее прорываются сквозь эти зачастую беспомощные, наивные и все же чистые, целомудренные строки. В сердцах поэтов бушевало пламя революции, и, как умели, они говорили и кричали об этом в своих стихах. Новое мироощущение не всегда и не сразу отливалось в художест венно совершенные формы. На произведе ниях многих авторов сказывалось и влия ние старых поэтических школ. На страни цах «Красных зорь» можно было ' встре тить и такие стихи, написанные, казалось бы, с благой целью — передать радость борьбы и победы: 2 « С и б и р с к и е о г н и » , 1923, .4, 3, с тр . 208. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2