Сибирские огни, 1967, № 8
V «ем в 1927 г. Б. Жеребцов,— известен чи тателю как один из наиболее чутких к явле ниям общественной_жизни сибирских поэтов. Его «Военорг» и «Коммунар» до сих пор ■остаются одним из самых ярких образцов сибирской революционной поэзии»1. Освоение нового содержания нелегко и не сразу давалось и Иосифу Уткину. В его стихах, опубликованных в «Красных зорях», много гиперболических, чисто условных об разов, за которыми исчезает реальный, зем ной человек — герой революции. Для воссоз дания его поэт мобилизует библейскую мифологию, привлекает персонажей из русского былинного эпоса. Здесь и преслову тый «апостол», с которым мы уже встреча лись в лирике И. Молчанова, и Добрыня, и Микула, и сказочный Бова и пр. И, конеч но же, у этого нового героя нет ничего инди видуального, своего. «Он незатейливый, он серый», он, «как апостол, для другого свое все личное забыл». В стихотворении «Микула» в подчеркну то гиперболических тонах славится величие и мощь человека революции: Н а щ е к а х и с о л н ц е , и в е т р ы , и с т у ж и , Б е з с ч е т у м о р щ и н ы н а л б у . Т а к о й н е с у р а з н ы й , т а к о й н е у к л ю ж и й У з д а е т с у д ь б у . ...И с ы т о е с т о н е т . И в ы ш н е е ст о н е т , И шаток престол короля . Н а э т о й м о з о л и с т о й г р я з н о й л а д о н и Г о р о ш и н о й п л я ш е т з е м л я ! 1 2 Уткинский Микула «снова в пути», он победно шагает по планете. Куда же уст ремляется, поигрывая палицей («и палица пляшет в руке»), этот сказочный исполин? Оказывается, «к порогу Вселенного храма, к молочной реке». Стремясь передать свое восхищение на родом, совершившим победоносную револю цию, неуемную веселую игру разбуженных в нем богатырских сил, поэт постоянно при бегает к гиперболам. Гиперболизм его обра зов призван выразить новое жизнеутвержда ющее мироощущение. Под стать Микуле и образ богатыря из стихотворения с таким же названием. Его богатырь — это символ воина-победителя и — еще шире — символ нового мира. М н е п у т е й н е п и с а н о . М н е д о р о г н е д а н о . В н е б е с о л н ц е в ы с о к о . Д а с т я н у а р к а н о м 3. Внешний портрет этого полного буйных сил и молодеческой удали великана не ме нее колоритен: С п р у т о м в з е м л ю — б о р о д а . К л и н о м в н е б о — ш л е м . Н а м и з и н е ц — г о р о д , д в а , Н а л а д о ш к у — с е м ь . 1 Б . Ж е р е б ц о в . Л и т е р а т у р н а я т р а д и ц и я с И р к у т с к е . П р е д и с л о в и е к сб. « И р к у 1 с к и е п о э т ы » , И р к у т с к . 1927, с тр . 8. 2 « К р а с н ы е з о р и » , 1923, № 4, с тр . 5. 3 И . У т к и н . Б о г а т ы р ь . В кн .: « М а й » . « Л и т е р а т у р н о - х у д о ж е с т в е н н ы й с б о р н и к И Л Х О » , И р к у т с к , 1923. с т р . 25. В этих стихах есть и молодой задор, и бьющее через край жизнелюбие, и все же им недостает чувственно-осязаемого, опред- меченного и очеловеченного восприятия боль ших событий, свидетелем которых был по эт. Его богатыри и Микулы, скорее, бута фория, нежели подлинные ■ вершители рево люции. В произведениях поэта этой поры еще трудно узнать позднего И. Уткина — певца боевой комсомольской юности, ав тора романтических, праздничных стихов о героях гражданской войны. Личный жиз ненный опыт поэта еще не стал предметом и содержанием его лирики. И все же этот опыт нет-нет да и врывался в его раннюю поэзию, ломая условные, книжные трафа реты и штампы. Наиболее отчетливо ти пично «уткинские» мотивы и интонации прозвучали у него в стихотворении «Мать», стихотворении взволнованном, эмоцио нально окрашенном, говорящем о горе ста рой матери, качающей колыбель осиротев шей внучки. В этих стихах перед нами встает образ живого человека с подлинным, невыдуманным горем. Н о ч ь н е в и д и м ы м п р о с л а в л е н а . Ж м у р я с ь , п л а ч е т ч е р н ы й к о т ... Г д е - т о в Г о б и о к р о в а в л е н н Л й В е т е р п р а х е г о м ет ет . И р а з в е н ч а н н а я м у к а м и . В т е н и т у с к л о г о с в е т ц а Т ы , с к л о н я й с я , б а ю к а е ш ь С и р о т л и в с го п т е н ц а . К р а ю к р о ш е ч н а я л е с е н к а Ч е р е з т а ю щ у ю т ь м у . Т ы п о е ш ь ей т е ж е п е с е н к и . Ч т о п е в а л а т ы ем у . Т е ж е м я г к и е с о з в у ч и я , Т о л ь к о го л о с у ж н е го т... Г д е - т о Г о б я м и с ы п у ч и м и В е т е р п р а х е го м е т е т 4. Привлекала И. Уткина в то время и те ма рабочего класса. Решал же он ее не декларативно и публицистически, как дела лось в большинстве стихотворений тех лет, а изнутри, стремясь проникнуть в духов ный мир своих персонажей. В газете «Власть труда» поэт публикует стихотво- рецие «Столярьи думы». Рассказ в кем ве дется от лица лирического героя — моло дого столяра, влюбленного в свой повсе дневный труд. В журнале иркутского сту денчества «Кузнецы грядущего» появля ется стихотворение И. Уткина «Рабочий в церкви», в котором дан образ старого шахтера, много лет проработавшего в шах те, чтобы выбиться в люди, но так и остав шегося в своей жалкой лачуге. Молодой поэт упорно пробивался к сво ей теме. В газете «Власть труда» И. Уткин опубликовал в начале 20-х годов немало публицистических стихов. Он писал о со ветском воздушном флоте и первых совет ских летчиках, о беспризорниках и столя рах, делающих стулья, о Ленине и револю ции в Германии. Вот названия некоторых его газетных стихов: «Красные орлы», «Не мые крылья», «Германия», «Детям улицы», «21 января 1924 г.» и др. Уже в это вре- 4 « К р а с н ы ё з о р и » , 1923, № 2— 3, с т р . 9. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2